Ставка на вузы
Материалы выпуска
Реформа нового класса Решения «Общество вступает в экономику образования» Экспертиза «На Западе никто не стремится сделать из человека википедию» Решения Ставка на вузы Решения «Из-за отказа от доски с мелом дети теряют элементарные навыки» Инструменты Зачет по креативу Решения «Задача образования — угадать тренд и подготовить ребенка к изменениям» Инновации «В Англии уже в школе есть доступ к самым последним технологиям» Инструменты Воспитание центениалов Инновации «Творческий процесс сложно отключить с окончанием рабочего дня» Инновации «Вузы США и Великобритании заинтересованы в талантливых студентах из РФ» Рынок «Цифра» пошла в школу Инновации «В центре обучения всегда должен оставаться ребенок, его образ жизни» Инструменты «Использование компьютера и интернета обогащает обучение» Инструменты Игра для школы и для резюме Инструменты «Мы учим мозг полноценно справляться с двумя действиями одновременно» Инструменты «Шахматы дают навыки постановки и достижения целей» Инновации «В три года нужно заниматься лепкой, а не изучением языков» Решения Во что превратились спецшколы Экспертиза «Мы стремимся вырастить гибкую и креативную личность» Инновации «Детям нужны эмоциональные спортивные шоу в реальной жизни» Инструменты «Бизнес заинтересован повышать научно-техническую грамотность молодежи» Инструменты
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
Реформа нового класса
«Общество вступает в экономику образования»
«На Западе никто не стремится сделать из человека википедию»
«Из-за отказа от доски с мелом дети теряют элементарные навыки»
Зачет по креативу
«Задача образования — угадать тренд и подготовить ребенка к изменениям»
«В Англии уже в школе есть доступ к самым последним технологиям»
Воспитание центениалов
«Творческий процесс сложно отключить с окончанием рабочего дня»
«Вузы США и Великобритании заинтересованы в талантливых студентах из РФ»
«Цифра» пошла в школу
«В центре обучения всегда должен оставаться ребенок, его образ жизни»
«Использование компьютера и интернета обогащает обучение»
Игра для школы и для резюме
«Мы учим мозг полноценно справляться с двумя действиями одновременно»
«Шахматы дают навыки постановки и достижения целей»
«В три года нужно заниматься лепкой, а не изучением языков»
Во что превратились спецшколы
«Мы стремимся вырастить гибкую и креативную личность»
«Детям нужны эмоциональные спортивные шоу в реальной жизни»
«Бизнес заинтересован повышать научно-техническую грамотность молодежи»
Ставка на вузы
В развитии территорий государство делает ставку на региональные университеты. Однако остановить отток молодежи в столицу и за рубеж позволит не просто укрупнение вузов, а налаживание ими сотрудничества с работодателями.
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Программа «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования» нацпроекта «Образование» делает ставку на опорные университеты. К 2024 году ведущие региональные вузы страны должны превратиться в «центры создания инноваций» и притяжения абитуриентов, помочь развитию кадрового потенциала регионов.

Условием участия в программе является реорганизация и создание опорного университета на основе двух или более региональных вузов. В результате число высших учебных заведений, по прогнозам Министерства просвещения, должно сократиться на 10–15%. Вузам, получившим статус инновационного центра, положено допфинансирование.

Университеты Москвы и Санкт-Петербурга, вузы из категории федеральных и участники программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов «5–100» в конкурсе участвовать не могут. В регионе допустимо создание одного опорного университета.

Первые 11 объединенных университетов были выбраны в начале 2016 года. В начале этого года в списке передовых опорных университетов насчитывался уже 51 региональный вуз.

Пока ни один из опорных вузов не может составить конкуренции столичным университетам и тем более зарубежным вузам. В 2018 году в первую сотню Шанхайского академического рейтинга вузов мира (ARWU; отбирает 500 лучших вузов мира) вошел МГУ им. Ломоносова (86-я строка рейтинга). В группу 301–400 попал Санкт-Петербургский госуниверситет, в группу 401–500 вошли Московский физико-технический институт и Новосибирский госуниверситет.

Репатриация кадров

«Столичные вузы всегда забирали из регионов наиболее талантливую молодежь», — говорит старший управляющий партнер MBA-Consulting Эдуард Уашев. Люди из Сибири уезжают в европейскую часть страны, где удобнее жить. ни хотят остаться в Москве или Санкт-Петербурге или найти работу за рубежом, говорит эксперт.

Единый госэкзамен (ЕГЭ) дал больше шансов поступать туда, куда хочется, считает первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин: «Коллеги, сибирские педагоги, с тревогой говорят об обескровливании научных школ и в целом интеллектуального потенциала регионов».

Ведущие вузы, по его словам, рекламируя свои услуги, сулят перспективу получения работы за рубежом, отмечает Олег Смолин. Значительная часть молодежи действительно предпочла бы уехать.

Число россиян в возрасте от 18 до 24 лет, заявивших о желании переехать за границу, достигло 31% — это максимум за последние пять лет, писал РБК со ссылкой на результаты июньского опроса ВЦИОМа.

Диплом без престижа

Российское образование стало терять ценность с перепроизводством дипломированных специалистов, считает Эдуард Уашев: «Спрос на высшее образование проявляют в том числе люди, для которых само по себе содержание образования не важно, и рынок готов им его предложить».

14% российских продавцов и охранников имеют высшее образование, по данным международной The Boston Consulting Group (BCG) «Россия 2025: от кадров к талантам». Ситуация не изменится, пока не будет существенно снижено количество мест в вузах и поднята планка поступления, считает Эдуард Уашев.

Несмотря на присоединение России в 2003 году к Болонскому соглашению, Запад не доверяет нашим дипломам, говорит профессор Европейского университета в Брюсселе, директор Русского дома в Западной Чехии Сергей Комков. Автоматически они нигде в Европе не признаются. Для устройства на работу за границей российским выпускникам необходимо подтверждать свои знания и навыки по целому ряду дисциплин.

Обладатели дипломов топовых российских вузов, таких как МГУ, СПбГУ, МИФИ, проходят квалификационную процедуру в упрощенном варианте. «Но документ о тарификации при устройстве на работу все равно потребуется, без него специалиста не возьмет ни один работодатель», — рассказал Сергей Комков.

Охота на специалистов

Это не мешает российским специалистам делать международную карьеру, говорит проректор по связям с общественностью и воспитательной работе РНИМУ им. Н.И. Пирогова Георгий Надарейшвили.

«По большинству дисциплин наша подготовка не только объемнее европейских стандартов по времени изучения, но и глубже по темам», — отмечает Георгий Надарейшвили. По его словам, нужно создавать условия для талантливых специалистов внутри страны.

Растет спрос на российских специалистов в азиатских странах. В Китае, например, российский диплом достаточно заверить в посольстве. Для работодателей нет большой разницы, учился выпускник в Москве или Владивостоке, говорит профессор факультета журналистики Пекинского педагогического университета Ван Бо: ценятся академический опыт и знание китайского.

Дипломы лучших российских вузов позволяют продолжить образование за рубежом, говорит уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.

«Выпускникам российских вузов хватает знаний, чтобы поступить на зарубежные программы и получить необходимую квалификацию», — согласна профессор факультета социологии университета Объединенных Арабских Эмиратов Татьяна Карабчук. И прежде всего, по ее словам, это выпускники тех вузов, которые попали в программу «5–100», получили дополнительное финансирование на развитие, где есть сильные программы международного уровня на английском языке.

Инвестиции в развитие российских университетов, привлечение в вузы зарубежных специалистов развивают научный капитал и мотивируют талантливых преподавателей и ученых остаться в такой академической среде, уверена Татьяна Карабчук.

Дружба с бизнесом

Поддерживать связи с авторитетными научными школами недостаточно, считает Евгений Бунимович: чтобы специалисты оставались в стране и регионе, необходима тесная связь вузов с работодателями.

Объединить потребности бизнеса с квалификацией и набором компетенций выпускников призваны разрабатываемые отраслевые профессиональные стандарты, отмечают аналитики BCG. Пока процесс формирования запроса бизнеса и соответствующего изменения программ в образовательных учреждениях идет слишком медленно. Необходимы более быстрые и гибкие механизмы прямого взаимодействия бизнеса и образовательных учреждений, отмечают аналитики BCG.