Сети отбирают еду
Материалы выпуска
Сети отбирают еду Рынок «В секторе фуд-ретейла мы наблюдаем драматические перемены» Инструменты Ретейл по-восточному Экспертиза
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Сети отбирают еду
Российский продовольственный ретейл растет даже в условиях санкций и низкого потребительского спроса, и все большую долю рынка забирают крупные сети.
Фото: Getty Images Russia

Преобладающим форматом продуктового ретейла в России остается «магазин у дома». В июле, по данным Росстата, на такие точки приходилось 57,2% оборота продуктов питания (год назад — 60%). Небольшие магазины не могут предложить столь же низкие цены, как торговые сети, этим объясняется сокращение их доли, но полностью формат не умрет, говорит исполнительный директор Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.

При этом настоящий обвал наблюдается на мелкооптовых рынках. Если в январе 2017 года точки с продуктами питания занимали 4,8% от общего количества торговых мест на рынках, то в июле 2018-го — лишь 1,5%. Несколько выросли так называемые фермерские рынки (с 22,2 до 23,9% за этот же период). На рынках население покупает лишь 6% продовольственных товаров, год назад — 7%.

Рынки проиграли торговым сетям по цене, говорит Андрей Карпов, к тому же ряд сетей открыл мелкооптовые подразделения.

Доля торговых сетей в розничном обороте продуктами питания в 2017 году достигла 37%, свидетельствуют данные Росстата. Доля растет от года к году (в 2011-м — 21,8%, в 2014-м — 27,9%, в 2016-м — 33,3%).

Кризис в экономике способствует концентрации торгового оборота в крупных сетях, как было после 2014 года, утверждает Андрей Карпов. Мелкие магазины в непростых экономических условиях распродают торговые помещения по сходной цене, покупателями оказываются как раз крупные сети, констатирует он.

Наследие кризиса

Восстановление оборотов после кризиса 2014 года идет медленно. Весной 2018 года затяжное падение реальных располагаемых доходов россиян сменилось довольно бурным ростом (в марте — на 4,7%, в апреле — на 5,7%), но тенденция оказалась неустойчивой. В июле 2018 года доходы составляли 95,3% относительно предыдущего месяца, относительно июля 2017 года они выросли всего на 2%. С августа наблюдается ослабление рубля, на ценах в торговых сетях это скажется позже, говорит Андрей Карпов. Их придется повысить уже до конца года, на импортное продовольствие — на 10%, прогнозирует эксперт: «Не стоит забывать, что и в любом российском товаре есть импортный компонент. Это корма, удобрения, упаковка и т.д. В результате потребители будут приобретать в стоимостном выражении столько же, а в физическом — меньше». Зарубежная составляющая в отечественном продовольствии повсеместна, признает директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин. «Взять молочное производство, там все доильные аппараты, вся генетика, лекарства — импортные. В овощном хозяйстве — техника, семена», — говорит он. Но на издержки драматичнее курсовых колебаний влияет отечественная тарифная и налоговая политика, добавляет бизнесмен. «Подорожали ГСМ, вырос НДС, все это ляжет в наши издержки», — констатирует Павел Грудинин.

Сети сдерживают цены за счет поставщиков, говорит замдиректора ассоциации «Теплицы России» Владимир Подземельных. «В текущем году цена реализации тепличных овощей в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизилась до 15–20%. Торговая наценка составляет в среднем 40–45%. Торговые сети требуют скидки 20–40%, но на полки снижение закупочных цен не транслируется, и наценка остается по-прежнему высокой», — говорит он.

Снижение покупательной способности населения негативно влияет даже на товары импульсной категории («внезапные покупки» — например, жевательная резинка), говорит Махер Батруни, генеральный директор Mars Wrigley Confectionery. При этом только 11% потребителей в России готовы мириться с более низким качеством товара по более низкой цене, говорит глава Роскачества Максим Протасов.

Конкуренция усиливается

В 2017 году в продовольственном ретейле произошла смена лидера. «Магнит» окончательно уступил место Х5 Retail Group. Если у «Магнита» рост выручки за 2017 год составил всего 6,4%, следует из отчетности компании, то Х5 Retail Group заявила о росте выручки на 25,5%, «Лента» — на 19%. Х5 Retail Group обогнала «Магнит» и по абсолютной выручке (1,29 трлн против 1,14 трлн руб. у «Магнита», по данным компаний). «Лента» по абсолютным объемам пока не может соревноваться с этими двумя игроками (365,2 млрд руб.), но демонстрирует высокие темпы роста.

Х5 Retail Group обеспечила лидерство, приобретая активы других компаний. Так, торговые помещения «Седьмого континента» на правах аренды взяли в основном Х5 Retail Group (около 50 торговых точек только в Москве), «Лента» (15 гипермаркетов) и «Азбука вкуса» (18 гипермаркетов). «Лента» также приобрела еще в конце 2017 года 22 магазина Holiday Group в Сибирском федеральном округе, сообщала компания. X5 Retail Group стала и основным покупателем супермаркетов, которые продала сеть «О’кей».

«Мы наблюдаем острую конкуренцию, каждый ретейлер борется за лояльность клиентов», — говорит коммерческий директор по закупкам и снабжению сети гипермаркетов «Лента» Яп ван Вреден. Конкуренция усиливается по всем направлениям, в том числе и в борьбе за качество, рассказывает Максим Протасов. Сети создают внутренние стандарты качества для поставщиков, вводят собственный контроль, проводят аудит предприятий. Например, Metro, продолжает Максим Протасов, обучает поставщиков по базовым принципам международных систем менеджмента качества, признаваемых GFSI (Global Food Safety Initiative). В «Азбуке вкуса» создана собственная лаборатория качества Q-lab. Она использует передовые методы контроля сырья.

Трудный путь к полке

Российские производители жалуются на жесткие условия и стандарты, которые диктует ретейл. Проблема вызвана несовершенством законодательства, говорит Владимир Подземельных. Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» позволяет сетям диктовать свои условия при заключении договоров поставки, попытки внесения поставщиком каких-либо корректировок или разногласий приводят к отказу торговой сети заключать договор, рассказывает он.

Торговые сети пока не повернулись лицом к производителю, согласен Павел Грудинин. ЗАО «Совхоз имени Ленина» в настоящее время с сетями практически не работает, сбыт идет через оптовиков, уточняет он.

Требования, которые ретейлу и производителям диктуют потребитель и регуляторы, не изменились: это готовность и возможность производителя обеспечивать требуемый объем поставок продукции, ее соответствие требованиям по качеству и конкурентоспособная цена, говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков. «Успешность развития местного производителя зависит не только от попадания непосредственно в торговый зал на полку ретейлера. Мощными каналами и инструментами реализации продукции становятся выкладки в прикассовых зонах, ярмарки выходного дня и программные закупки торговых сетей», — констатирует эксперт.

Малые и средние производители занимают своими товарами уже более 8% площадей федеральных ретейлеров, свидетельствуют данные Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Доля отечественных продуктов в ретейле выросла до 80%, рассказывал агентству RNS исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров Дмитрий Востриков. До введения контрсанкций этот показатель был на уровне 60%, уточнил он. По некоторым товарным позициям сети на 100% торгуют отечественными продуктами. Так, по сообщению АКОРТ, полностью импортозамещены хлеб, сахар, мука.

Российский АПК стремительно развивается в течение последних лет, говорит Яп ван Вреден, и прогресс, вызванный контрсанкциями, значителен. «Мы гордимся тем, что более 90% товаров закупаем у отечественных поставщиков и наблюдаем постоянное улучшение в области качества продукции», — рассказывает топ-менеджер.


Супермаркет на весь мир

Мировой ретейл не знал кризиса 2014 года, а после падения показателей в 2009 году восстановился быстро. В США оборот сетей, торгующих продуктами питания, превысил докризисный уровень уже в 2011 году. В 2017-м оборот составлял $5,75 трлн, рост к предшествующему году — 4,2%. Цифры по США довольно точно отражают мировые тенденции. Рост оборота мирового продуктового ретейла в 2017 году составил 4,1% относительно периода годом ранее, сказано в исследовании Deloitte «Global Powers of Retailing 2018». 66,8% оборота сконцентрировано в 250 крупнейших мировых торговых сетях.