Компетенция , Весь мир ,  
0 

Ретейл по-восточному

Фото: Reuters
Фото: Reuters
Цифровые технологии в фуд-ретейле бурно развиваются в Азии и распространяются по миру. В России прогресс сдерживают высокие издержки продавцов и низкая покупательная способность потребителей.

Рост мирового рынка продовольственного ретейла составит в 2018 году 3,2–3,8%, говорится в прогнозе Deloitte. «Потребительские расходы растут и смещаются к новым форматам, и это позволяет говорить о том, что розничный сектор снова на подъеме», — отмечают эксперты компании.

Пока доля продуктов питания в заокеанской e-commerce составляет лишь 2%, согласно оценке аналитиков Rabobank. Низкий показатель объясняется консервативным поведением ретейлеров и инвесторов, считает партнер компании Bain & Co Стивен Чейн.

Walmart уже анонсировал новые форматы доставки, доступные в каждом втором супермаркете сети, но проблемой остается низкое доверие потребителя к продуктам, которые они не выбрали сами на полке вручную, пишет в журнале MarketResearch аналитик Сара Шмидт. «Покупатель во всех странах мира отодвигает стоящий перед ним товар и проникает рукой вглубь полки, чтобы найти, как ему кажется, более свежие или просто более охлажденные упаковки, — констатирует исполнительный директор Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. — Перед этой наивной привычкой разработчики многочисленных онлайн-решений пока пасуют».

Будущее уже наступило на азиатских рынках. По данным Bain & Co, в Южной Корее 20% продуктов питания покупаются в форматах, которых не было несколько лет назад. В США этот показатель составляет 3%, в Великобритании — 9%, во Франции — 5,5%, говорится в материалах компании. Среди решений, внедренных в Южной Корее, Стивен Чейн называет возможность получить отзывы других покупателей, просканировав QR-код, сформировать заказ в офлайн-магазине с помощью мобильного приложения и ждать доставки на дом, возможность заказать доставку готовых блюд из выбранных продуктов и т.д.

Big data на марше

Мировым ретейлерам приходится привлекать ИТ-специалистов, это новое для отрасли явление, говорится в исследовании KPMG «Тренды ретейла 2017 года». Сбор данных о потребителях с помощью мобильных приложений и социальных сетей становится критически важным для компаний, констатируют в KPMG.

Поскольку весь новый маркетинг «танцует» вокруг смартфона, на пике разработчики мобильных приложений, а также сервисы, реализующие онлайн-доставку, говорит маркетолог Елена Ракиткина. По данным NPD Group, в США за последние пять лет доходы сервисов, обеспечивающих онлайн-доставку, выросли на 20%. Инвестиции в разработку программного обеспечения по доставке продуктов питания оцениваются по всему миру в $1 млрд, приводит данные McKinsey. Объем рынка доставки пока составляет 1% от оборота розничной торговли, но уже 4% от оборотов ресторанов, говорится в исследовании. С 2013 года темпы роста рынка увеличились до 3,5% в год, когда агрегаторов стали теснить игроки «новой доставки», выстраивающие логистику полного цикла. В отличие от агрегаторов, которые только собирали заказы.

На выдумки хитры

Тенденции в России напоминают мировые, разница только в масштабах, говорит президент Гильдии маркетологов Игорь Березин, все упирается в низкую покупательную способность населения.

Среди новых форматов он выделяет соединение ресторана и магазина, фермерского рынка и магазина, создание новых пространств шопинга и досуга, строительство небольших тематических магазинов (например, по продаже свежей рыбы или сыров), которые часто объединены в мини-сети. «Но потребителями этих форматов оказываются примерно 100 тыс. человек, и почти все они сосредоточены в Москве», — говорит Игорь Березин. Если раньше немногочисленный средний класс ехал за 150 км к фермеру за сыром, продолжает эксперт, теперь есть мобильные приложения, совмещенные форматы вроде фестивалей и ярмарок и многое другое. Сторонники экологически чистой продукции стали драйверами изменения форматов торговли, согласен аграрный аналитик Игорь Абакумов. «Если раньше вход на интернет-полку не стоил ничего, то теперь фермеры жалуются на высокие расценки. С другой стороны, стоимость создания простейшего интернет-магазина в фуд-сегменте взлетела менее чем за год с 70 тыс. до 300 тыс. руб.», — говорит эксперт.

Выход в Сеть

По данным Ассоциации экспертов рынка ретейла, в 2017 году объем интернет-торговли в РФ составил 1,1 трлн руб. (рост 22% к 2016-му). Доля продуктов питания в этом объеме точно соответствует мировой (2%), по данным «РБК Исследования рынков».

В 2017 году ретейл начал внедрять онлайн-кассы, лидеры рынка стали тратить заметные средства на ИТ. Так, у X5 Retail Group доля затрат на высокие технологии в общих расходах достигла 10%, говорится в исследовании. Крупные сети используют технологии big data, распознавания лиц, внедряется электронный документооборот, алгоритмы помогают отслеживать наличие товаров на полках.

Лидерами российской электронной коммерции сейчас являются «Утконос», «Азбука вкуса», «О’кей» и Ozon, в 2017 году свои интернет-магазины открыли «Перекресток» и «Глобус», «Ашан» объявил об аналогичных планах, говорится в материалах «РБК Исследования рынка».

Несмотря на невысокую долю в электронной коммерции, продукты питания показывают динамику лучше, чем в среднем по рынку, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. У ряда компаний годовой темп роста интернет-продаж составляет 100–200%.

Даже небольшие компании, работающие в секторе электронной коммерции, интересны крупным производителям, говорит Махер Батруни, генеральный директор Mars Wrigley Confectionery. «Мы работаем с существующими интернет-ретейлерами, которые имеют в своем портфеле продуктовую корзину, и также заходим со своим предложением в непродуктовый ретейл, открывая и формируя там категорию кондитерских изделий», — рассказывает он.

Есть в России перспективы и у формата офлайн-магазина без продавцов, который набирает популярность в США, добавляет Махер Батруни. В России подобные форматы тестирует, например, X5 Retail Group.

Цепи офлайна

Тормозят развитие новых форматов торговли в России и высокие ставки эквайринга (2–3%, в небольших магазинах до 7%), говорит Артем Соколов. В Евросоюзе введена максимальная ставка эквайринга в размере 0,2%, в Китае — ноль, в России же, несмотря на рост эмиссии пластиковых карт, комиссия не снижается, сокрушается он.

Не способствуют развитию новых форматов и многочисленные запреты, отмечает Артем Соколов. «Рынок ждет, когда легализуют торговлю через интернет лекарствами, алкоголем, ювелирными украшениями, — уточняет эксперт. — Разговоры об этом идут постоянно, но соответствующие законопроекты по разным причинам не приняты».

Все еще будет

Игорь Березин связывает будущее новых форматов торговли в России с деятельностью китайских компаний, как это уже случилось в США. На днях Российский фонд прямых инвестиций, Alibaba Group, «МегаФон» и Mail.Ru Group создали совместное предприятие. Торговля продуктами питания пока не входит в планы СП, но к этому неизбежно придут, считает Артем Соколов.

Андрей Карпов полагает, что некоторые крупные сети пока специально не экспериментируют с новыми приемами, ожидая, пока конкуренты набьют шишки. «Вот тогда они купят готовые технические решения, и мы увидим взрывообразный рост», — убежден эксперт.

Огромную роль сыграет и смягчение законодательства. Если учесть, что в объеме продаж продуктов питания алкоголь занимает 20%, можно представить, как отреагирует рынок на либерализацию торговли им, добавляет Андрей Карпов.

Игорь Березин считает, что e-commerce в России в продовольственном секторе в ближайшие годы выйдет на уровень 5–6% от общего оборота продовольственной розницы.

Скачать Содержание
Закрыть