Бизнес на устойчивой платформе
Материалы выпуска
Бизнес-модель добра Инструменты Бизнес на устойчивой платформе Решения Волонтерство как тимбилдинг Экспертиза
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
Бизнес на устойчивой платформе
В компаниях-лидерах отрасли социальные программы становится инструментом повышения эффективности бизнеса.
Фото: Пресс-служба

Годовые отчеты по корпоративной социальной ответственности становятся трендом среди крупных компаний. Прозрачность и открытость содействуют формированию устойчивого бизнеса, помогая выявить лучшие практики, наладить связь с партнерами, властью, некоммерческим сектором и местными сообществами.

С каждым годом корпорации увеличивают расходы на благотворительность, и среди них все больше тех, кто публикует подробную отчетность о своей работе в направлении устойчивого развития — вложения в социальную инфраструктуру, экологически ответственное производство, здравоохранение и культуру.

По данным индекса РСПП «Вектор устойчивого развития» (рассчитывается по данным из публичной отчетности ста крупнейших компаний и отражает динамику десяти ключевых показателей УР и КСО, включая социнвестиции и снижение экологической «цены» производства компании), лидерами в 2017 году стали (по алфавиту): АЛРОСА, «Газпром», «Еврохим», «Зарубежнефть», «Интер РАО», КамАЗ, ЛУКОЙЛ, «Металлоинвест», МТС, НЛМК, «Норникель», РЖД, «Росатом», «Роснефть», «Ростелеком», «Русал», «Сахалин Энерджи», Сбербанк, «Северсталь», «Сибур», АФК «Система», СУЭК, «Транснефть» и «Уралкалий».

«Город — часть нашего предложения о работе»

Компанию «Норникель» активно заниматься социнвестициями стимулировали сами территории ведения бизнеса — ключевые предприятия находятся в моногородах и на Крайнем Севере, в тяжелых климатических условиях. «Норникель» — привлекательный работодатель в горно-металлургической отрасли. Лидерские позиции компании признаны HeadHunter и международной премией Randstad Award — «Норникель» получал ее дважды, в 2016 и 2018 годах. Уровень зарплаты и соцпакет в компании — одни из самых высоких в отрасли. Тем не менее из-за расположения предприятий «Норникелю» приходится прикладывать усилия, чтобы привлекать и удерживать персонал.

«Город — часть нашего предложения о работе, поэтому нам так важно качество жизни в нем, — говорит Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики «Норникеля». — Многие годы корпоративная благотворительность воспринималась отдельно от бизнеса, но стабильное развитие компании невозможно без устойчивой внешней среды. Мы на своем примере доказываем, что эффективная социальная политика, развитие городов присутствия и работа с местными сообществами тесно переплетаются с производственными процессами, помогают решать задачи бизнеса».

В основе кадровой политики компании лежит принцип управления позитивным жизненным опытом сотрудника.

«Хюгге» по-русски

Позитивный жизненный опыт — это жизнь сотрудника и его семьи за пределами предприятия: качественное образование для детей, здравоохранение, наличие комфортного жилья, возможности для спорта и досуга, социальные сервисы.

«Мы понимаем, что чем спокойнее и стабильнее будут личные обстоятельства сотрудника, тем эффективнее он будет работать, — данный тезис подтверждает в том числе исследование PwC, — говорит Светлана Ивченко. — Персонал сегодня действует в режиме постоянных изменений — внедрения новых технологий, модернизации производства, — и позитивный жизненный опыт помогает без стрессов принимать новшества. Поэтому, например, нам было важно провести в Норильск интернет — хотя, вообще-то, это задача государства. Но интернет необходим для обеспечения безопасности на производстве, включения горожан в общую диджитал-среду и т.д.».

Строительство волоконно-оптической связи (ВОЛС) из Нового Уренгоя в Норильск обошлось компании в 2,5 млрд руб. По словам Светланы Ивченко, все социальные программы «Норникеля», в том числе санаторно-курортные, пенсионные, жилищные («Мой дом» и «Наш дом» — компания помогает сотрудникам приобрести жилье в Московской, Тверской областях и Краснодарском крае), работают на управление позитивным жизненным опытом персонала.

Волонтеры в помощь

Приобретение нового опыта самими сотрудниками компания обеспечивает через их участие в корпоративной волонтерской программе. «Комбинат добра» стартовал в 2016 году, действует в Москве, Норильске, на Кольском полуострове, в Чите. Сотрудники в свободное время занимаются близкой по духу благотворительностью — от pro bono помощи НКО по своей специальности до участия в экоакциях и благозабегах.

Это стратегическая программа задает ролевую модель вовлеченного сотрудника, показывает ценности компании в действии, говорит Светлана Ивченко. «Яркий пример — волонтерские проекты, направленные на повышение бытовой экологической осведомленности, — отмечает эксперт. — Важно объединить усилия руководства и сотрудников, их близких, показать, что экология — не только дымящие трубы, но и привычка закрывать воду, когда чистишь зубы, раздельно выбрасывать мусор, утилизировать батарейки. Волонтерство рождает ощущение сопричастности и того самого позитивного жизненного опыта — сотрудники чувствуют, что работают в морально здоровом коллективе, разделяют ценности компании и рады быть ее частью».

Агентство развития Норильска

Еще один социальный проект «Норникеля», на этот раз в партнерстве с администрацией Норильска и благотворительным фондом Владимира Потанина, — Агентство развития Норильска (АРН)  — стартовал в 2017 году. Агентство — оператор по качественному изменению городской среды в Норильске. К примеру, силами АРН планируется провести конкурс среди архитектурных бюро на создание мастер-плана города и в дальнейшем следовать ему при строительстве жилья, торговых площадей, открытых пространств и озеленения. Так компания создает среду — часть своего предложения о работе — и рабочие места для членов семей сотрудников. Все вместе ведет к устойчивому развитию бизнеса и города.

«Норникель» в этом трио выступает катализатором. Компания, в частности, организует study-туры для администрации города, которые позволяют исследовать и внедрять лучшие практики развития северных территорий за рубежом — Канады и скандинавских стран.

Социальные лифты для юных

Не осталось без внимания компании и подрастающее поколение. Крупные металлургические компании в моногородах традиционно организуют школьные экскурсии на градообразующее предприятие, рассказывают об инженерных специальностях. «Норникель» радикально изменил контекст. «Школа городских компетенций» — партнерский проект компании и Комитета гражданских инициатив Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив, успевший завоевать несколько наград как лучшая программа по работе со школьниками. Проект знакомит детей с системой управления городом (от муниципалитетов и банков до полиции и больниц) и работой некоммерческих организаций, которые улучшают жизнь горожан. Подростки предлагают свои инициативы — от помощи бездомным животным и озеленения школ до курсов финансовой и онлайн-грамотности для пожилых людей. И получают гранты на их воплощение в рамках «взрослого» конкурса социальных проектов «Норникеля».

Цель программы — помочь детям развить социальные компетенции как будущим горожанам, показать, как можно сделать жизнь в городе ярче и лучше, говорит Светлана Ивченко: «Дальше они становятся постоянными участниками наших крупных мероприятий, форума социальных технологий, выступают волонтерами молодежных фестивалей научных открытий Arctic Wave и научно-технического марафона для юных «Арктик.PRO». То есть «Школа городских компетенций» одновременно работает как социальный лифт, открывает новые возможности в учебе и выборе профессии, подытоживает эксперт.


Чистый металл

«Норникель» одним из первых среди российских компаний начал публиковать КСО-отчеты. Первый был выпущен в 2004 году. В 2016 году «Норникель» присоединился к Глобальному договору ООН (United Nations Global Compact). Экология — один из важнейших аспектов устойчивого развития компании, в котором сходятся интересы бизнеса, сотрудников и города. С одной стороны, рынок предъявляет высокие запросы к производителям продукции, требуя соблюдения экостандартов производства. С другой — в обществе постоянно растет запрос на сохранение экологической обстановки и улучшение качества жизни.

С 2013 года «Норникель» проводит масштабную модернизацию всего производства стоимостью более $20 млрд. Около четверти суммы идет на проекты экологической направленности. Конечная цель — стать «зеленой» компанией. В 2023 году снижение выбросов вредных веществ в атмосферу составит 75%, сокращение сбросов загрязняющих веществ — на 80%.

В 2016 году в Красноярском крае был закрыт Никелевый завод, построенный для военных нужд в 1942 году. Завод ежегодно выбрасывал около 370 тыс. т вредных веществ. Его закрытие обошлось «Норникелю» в 11 млрд руб. Еще несколько миллиардов рублей понадобятся на демонтаж.