Компетенция , Весь мир ,  
0 

Инвестиции со вкусом

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Рост пищевой промышленности — один из трендов, определяющих динамику экономики Смоленской области. Корреспондент РБК+ проехал по ключевым точкам роста в разных частях региона.

По словам губернатора Смоленской области Алексея Островского, регион может похвастаться значительными успехами в области импортозамещения в сельском хозяйстве: по итогам 2017 года область на 165% обеспечивала себя картофелем, на 103% — мясом, на 87% — яйцами, на 65% — молоком, на 56% — овощами. На волне импортозамещения смоленским производителям удалось значительно нарастить производство. Их амбиции выходят далеко за пределы области — все крупные новые проекты нацелены прежде всего на потребление соседнего Московского региона. Помочь заявить о себе на рынке должно создание регионального бренда «Смолпродукт». Сейчас власти намерены всерьез заняться развитием молочного сектора. «Из-за закрытия ряда крупных молокоперерабатывающих предприятий в 1990-е и 2000-е годы мощностей по переработке молока внутри региона не хватает, что вынуждает фермеров дешево продавать до 70% сырья трейдерам и молочным заводам других областей», — поясняет замглавы области Ростислав Ровбель. Чтобы заинтересовать инвесторов, обладминистрация начала предоставлять специальные субсидии тем, кто готов вкладываться в такие производства. Впрочем, уже сейчас в регионе есть выдающиеся и в общероссийском масштабе точки роста.

Точка 1: Смоленско-французский кролик

На въезде в кролиководческий комплекс «Кролъ и К», расположенный в Гагаринском районе, посетителя встречает огромный плакат «Смоленский кролик — замена импорта». Комплекс, созданный в 2013 году, является крупнейшим в стране, производя 75 т кроличьего мяса ежемесячно.

Однако технологии тут применяют европейские. «Выбранная стратегия планового увеличения объемов производства за счет ежегодного строительства дополнительных четырех ангаров для выращивания молодняка позволила встать на ноги», — объясняет руководитель проекта Людмила Ужегова. Рынок развивается с низкой базы: сейчас в России годовое потребление кролика на душу населения составляет всего 50–70 г, тогда как в Испании — почти 3 кг, во Франции — 2 кг, добавляет исполнительный директор компании Денис Могильченко. Компании удалось выйти со своей продукцией в крупные федеральные сети — «Ашан», «Лента», «Пятерочка», «ВкусВилл» и на компанию «Аэрофлот», основной рынок — Москва и Санкт-Петербург, а целевая аудитория — мамы, покупающие детям диетическое мясо, и комбинаты детского питания. Крольчатина — мясо дорогое, более 500 руб. за килограмм в рознице, но снизить цену не получится — себестоимость производства очень высокая, рентабельность 15–20%, говорит Денис Могильченко. Компания намерена расширить свой ассортимент за счет новых продуктов — сосисок, пельменей и паштетов из крольчатины.

В здании комбикормового завода гудит автоматизированная линия: рецептуру корма обкатывали и подгоняли под местные условия в течение двух лет. Повозиться пришлось и с набором команды. «В России просто нет кадров, — разводит руками Денис Могильченко. — Двух основных кролиководов мы переманили с других производств, а местных жителей, работающих на предприятии, пришлось отправлять на обучение во Францию». На производстве заняты 120 человек, но непосредственным уходом за несколькими тысячами кроликоматок и их потомством занимаются единицы: кормление, поение и удаление помета полностью автоматизировано.

В ангаре репродукции — длинные ряды клеток с белыми кроликами-подростками. Порода очень скороспелая, французы ее выводили более 40 лет, поясняет корреспонденту РБК+ Людмила Ужегова, — на 80-й день кролик уже имеет вес 3 кг и идет на убой, а матка кролится семь раз в год. Чтобы обеспечить стабильное качество породы, приходится регулярно обновлять поголовье: прародительское поколение закупается во Франции. Сейчас в ангарах «Кролъ и К» порядка 17,5 тыс. кроликоматок, приносящих до 750 тыс. крольчат в год. Компания уже имеет статус племенного репродуктора, а после запуска селекционно-генетического центра сможет дополнительно реализовывать до 8 тыс. племенного поголовья в год. В предприятие частным инвестором вложено около 1 млрд руб., поддержка со стороны области составила 10 млн руб. в виде льгот по налогам на прибыль и имущество и 3,4 млн руб. за счет субсидий на частичное возмещение расходов на приобретение оборудования.

Точка 2: Хлебцы — всему голова

Приверженцы здорового питания знакомы и с другим смоленским продуктом — цельнозерновые хлебцы Dr. Körner выпускаются именно здесь, на площадке «Ярцево». Хлебцы этого бренда имеют статус «Продукт диетического питания» ФГБУ «НИИ питания» РАМН.

«Dr. Körner — российский бренд. В 2008 году компания «Хлебпром» построила завод по производству хлебцев, который регулярно модернизируется. За последний год запустили линии по производству новинок: детских мини-хлебцев Jr. Korner и полезных цельнозерновых чипсов «Корнерсы», за которые уже успели получить медали на выставке «Продэкспо-2018». Попробуйте, оцените», — директор подразделения Виктор Кушнерев угощает корреспондента РБК+ новинками. По словам Кушнерева, здоровое питание достаточно давно является трендом на российском рынке, и сегодня Dr. Körner представлен во всех федеральных сетях страны и, по данным аналитической компании Nielsen за май 2017 — апрель 2018 года, является лидером рынка в категории хлебцев.

«Хлебпром», уже вложивший в «Ярцево» более €20 млн, подписал с администрацией области соглашение об инвестиционном развитии. Строительство нового производственного корпуса и склада позволит к 2020 году увеличить выпуск продукции почти в три раза, общий объем новых инвестиций составит 1,6 млрд руб.

Точка 3: Черное золото из водохранилища

Производят в регионе и самый дорогой продукт русской кухни — черную икру. Рыбное хозяйство «Садки» (бренд «Горкунов») расположилось на берегу Десногорского водохранилища, вода в котором круглогодично подогревается местной АЭС. В бассейнах в крытом ангаре кишат мальки. Директор предприятия Эдуард Пачко на секунду вылавливает одного и показывает корреспонденту: «Видите, это стерлядка». Подросшую рыбу переселяют в открытые садки, их площадь составляет 14 тыс. кв. м — плавучий пирс уходит от берега вдаль на целый километр. Когда осетр достигает массы 3–4 кг, самцов отделяют от самок и сразу пускают в продажу. «Наша цель — пищевая икра. Самка осетра дозревает на шестой-седьмой год, стерлядь — на третий-четвертый», — объясняет директор.

По словам Эдуарда Пачко, традиционная русская черная икра всегда получалась забойным методом, вкусовые свойства продукта, добываемого при «доении» самок осетров (есть фермы и с такой технологией работы), заметно хуже.

«Садки» — крупнейшее хозяйство в России, где икру получают забойным способом, на него приходится порядка 20% рынка. Всего же в стране производится около 40–50 т аквакультурной икры в год, а вылов диких осетров запрещен.

Стоит икра около 50 тыс. руб. за килограмм, так что неудивительно, что самая маленькая тара, в которую ее фасуют на предприятии, едва ли вмещает больше столовой ложки.

Товар представлен в федеральных торговых сетях, в ближайших планах — выход сразу на десять зарубежных рынков.

Сейчас хозяйство производит около 5 т икры в год, запланированная мощность — 10 т. «По биомассе мы уже одно из самых крупных хозяйств в России. Чтобы 10 т икры получить, надо 100 т рыбки забить, а для этого нужно иметь 300 т поголовья разного возраста», — приводит цифры директор. В «Садках» работают 35 человек, а со временем их число должно возрасти до 150. Общий объем инвестиций составит 500 млн руб. (200 млн уже вложено), с арендой участка водохранилища и подведением коммуникаций помогли в обладминистрации.

Точка 4: Дворцы для огурцов

Недалеко от «Садков» в Рославльском районе Смоленской области завершается строительство другого масштабного проекта того же инвестора Бориса Горкунова — тепличного комбината «Смоленский». Огромные стеклянные дворцы уходят чуть не до горизонта — на площади более 17 га возводят теплицы новейшего поколения для огурцов, салата и зеленых культур. После запуска первой очереди, который состоится в ноябре этого года, комплекс будет производить 12 тыс. т продукции в год, а по завершении строительства мощность увеличится до 20–22 тыс. т, рассказывает генеральный директор Владимир Бараненков.

Управление технологическим процессом, создание микроклимата в теплице обеспечивается путем автоматизации систем: отопления, зашторивания, подачи углекислого газа, испарительного охлаждения, полива и питания. Питательные вещества поступают к растениям по специальным трубкам, тут и земли-то нет — вместо почвогрунтов используется минеральная вата. За счет современных технологий можно экономить до 40% тепла и поддерживать круглогодичное производство. Несколько десятков тонн огурцов будут снимать за сбор, который проводится один раз в два дня.

Общий объем инвестиций в проект — более 3 млрд руб., кредитная часть выделена Сбербанком по ставке 2% годовых под гарантии Корпорации МСП на 1,5 млрд руб., с предоставлением земельного участка под строительство тепличного комплекса помогли местные власти. На предприятии будут созданы порядка 300 рабочих мест, а для агрономов прямо рядом с теплицами строят дома.

Рыночный расклад «Мы используем самую дешевую древесину, которая никому не нужна»
Скачать Содержание
Закрыть