«На туриста работает вся система, формирующая среду для своих граждан»
Материалы выпуска
Опора на своих Рынок «На туриста работает вся система, формирующая среду для своих граждан» Экспертиза «Иностранные гости тратят больше, чем покупатели в среднем» Решения «Роботы-хирурги позволяют достичь результатов, о которых раньше мечтали» Инструменты «Возмещение НДС — хорошее дело и для торговли, и для туриндустрии» Экспертиза
Экспертиза
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«На туриста работает вся система, формирующая среду для своих граждан»
О том, что такое устойчивый туризм и насколько эта индустрия зависит от финансовых кризисов, РБК+ рассказала руководитель российского представительства Национального комитета по туризму Германии Алла Беликова.
Фото: Пресс-служба

— Как в целом вы оцениваете место туризма в экономике Германии?

— Германия — это страна, гармонично сочетающая в себе преимущества классической индустриальной экономики и экономики нового типа, постиндустриальной. Технологический задел и лидерство в высоких технологиях обеспечивают Германии ведущие позиции среди стран — поставщиков новейших научных разработок. Развитая сфера услуг помогает деньгам, заработанным в высокотехнологичных отраслях, перемещаться в средний и малый бизнес. Немцы, когда работают — зарабатывают, а когда тратят — дают работу и заработки другим. Все вместе это гарантирует высокий и, что еще важнее, устойчивый рост экономики. Это хорошо видно по состоянию индустрии туризма. Негативное влияние кризиса 2009 года, от которого пострадали все развитые страны, давно преодолено. Туризм расценивается в Германии не только как отличная сфера приложения крупных инвестиций, но и как возможность развития небольшого собственного дела.

— После 2014 года поток туристов из России на немецкие курорты снизился. Насколько это оказалось заметным для отрасли?

— Колебания курса рубля и связанные с этим риски закладываются компаниями в свои бизнес-стратегии. Часто говорят, что рост курса евро драматическим образом сказался на европейском направлении туризма, но это преувеличение. Курсовые колебания заметнее сказываются на бюджетном секторе туризма. Основа клиентской базы европейского туризма — состоятельные люди, готовые к тратам. Они не в такой степени зависят от курса валют. Германия остается ключевым направлением для состоятельных россиян. Это классический европейский отдых с посещением объектов культуры мирового уровня, с возможностью совместить деловую поездку и отдых с первоклассным сервисом и отличным соотношением цены и качества.

— Многие считают, что по-настоящему массового туризма построить нельзя, если нет теплого моря. Как преодолеть этот недостаток?

— Вы удивитесь, но пляжный отдых в Германии все-таки есть, хотя море у нас холодное. Я думаю, ставка только на пляжный отдых — это стереотип, и Германия его опровергает. Конечно, теплое море — это подарок, но не забывайте и о рисках. Массовый пляжный туризм — это высокая экологическая нагрузка, нагрузка на местных жителей, которые не готовы к приезду большого количества людей. Это перекосы в уровне доходов населения, развитие криминала. Трудно назвать такой тип туризма устойчивым. К Германии все это не относится. Природа Германии остается девственной, состоятельное население за столетия привыкло к состоятельным же гостям, социальная гармония не нарушается. Это и есть то, что мы называем устойчивым туризмом. Но сформировать такую систему — история длинная, Германия ведь еще в XIX веке привлекала путешественников, в том числе из России. Для этого нужно не только построить отели и рестораны — на туриста должна работать та же система, которая обеспечивает комфортную среду собственным гражданам, начиная с полиции и заканчивая муниципальными службами.

— Какими вы видите перспективы развития туристического потока из России в Германию?

— Я полагаю, что с ростом российской экономики и изменением качества этого роста — экономика России становится все более высокотехнологичной — усилятся контакты наших стран по линии делового туризма. Деловой туризм имеет сильный мультипликативный эффект. Если, скажем, ты едешь в деловую поездку, то посещаешь рестораны определенного уровня, живешь в отелях определенного уровня, а твоя семья, пока ты на переговорах, занимается шопингом.

Россияне за последние десятилетия утолили свое любопытство — кто хотел, побывал везде, экзотику видели, теперь самое время отдохнуть где-то «как дома», и Германия для этого — лучшее место.

И, может быть, самое главное. В России подрастает новое поколение. Это свободные люди, для которых граница не препятствие. Мне кажется, будет расти поток молодых людей, которые хотят попробовать поработать, поучиться в Европе. Германия для таких молодых людей — прекрасная возможность.