Выйти из берегов
Материалы выпуска
Город для будущего Инновации Новостройки поймали равновесие Рынок Бренды для апартаментов Экспертиза «Задача сдать в аренду площадь оказалась для нас слишком банальной» Решения Выйти из берегов Решения «Благоустройство общественного пространства делает метр дороже на 20–25%» Рынок
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Выйти из берегов
Городские набережные — едва ли не самая перспективная территория для застройки, считают девелоперы и власти мегаполисов мира. Среди модных концепций — креативные пространства, парки, пешеходные зоны вдоль рек.
Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости

Набережные городских рек могут быть эффективно интегрированы в концепцию городского пространственного развития. «Прибрежные зоны являются наиболее эксплуатируемыми и инвестиционно привлекательными городскими территориями», — отмечают в консалтинговой компании S.A. Ricci.

Впрочем, плюсы от использования набережных в разное время рассматривались властями и жителями городов неодинаково. Так, во времена первой промышленной революции, в XVIII—XIX веках, на прилегающих к водоемам территориях во многих случаях строились мануфактуры и фабрики. Такое расположение, с одной стороны, позволяло обеспечить их водой, с другой — получать по водным путям материалы для производства и отправлять товары, а также решало проблему избавления от отходов: их попросту сбрасывали в реки. Набережные активно задействовались и под транспортные коммуникации. Российские города, в том числе Москва, не были исключением.

Речные переделки

Впрочем, в XXI веке, как говорит управляющий партнер компании «Метриум» (входит в партнерскую сеть международной консалтинговой группы CBRE) Мария Литинецкая, в большинстве крупных городов мира произошло переосмысление отношения к пространствам, расположенным вдоль рек. Крупнейшие проекты реконструкции набережных были реализованы в Сеуле, Любляне, Мадриде, Барселоне, Осло, Гамбурге, Торонто, Париже, Лионе, Бордо, Сингапуре, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго. «Практически везде суть изменений сводилась к тому, чтобы использовать набережные как социальное пространство. Чаще всего в ходе реконструкции приходится бороться с автострадами, которые были проложены вдоль рек, по сути, отрезая набережные от города», — отмечает Мария Литинецкая.

Однако транспортные коммуникации нельзя в одночасье безболезненно «изъять» из городской инфраструктуры. К примеру, в Париже часть набережных вдоль Сены удалось сделать исключительно пешеходными, соединив их мостами с пятью островами, только относительно недавно — в 2013 году.

Еще один пример из французской практики — реконструкция набережных Роны в Лионе. «Раньше они фактически представляли собой одну большую парковку, однако впоследствии автостоянки запретили, а на их месте были построены зоны отдыха, главная из которых — огромная многоступенчатая набережная», — продолжает приводить примеры глава «Метриум».

В Любляне реализовали несколько иную концепцию, можно сказать, в экономварианте. Набережная реки Любляницы долгое время была фактически заброшенной — на ней располагались в основном склады и неработающие производства. Не обладая большими средствами, власти словенской столицы решили облагородить дикие участки, сохранив их природный облик. На них организовали смотровые площадки, беседки, пешеходные дорожки.

Аналитики S.A. Ricci также отмечают проект в Амстердаме. Здесь вдоль набережных каналов реализована жилая застройка Waterbuurt West. «Жилой квартал состоит из 93 плавучих домов, которые пришвартованы у причалов, по примеру обычных лодок. Особенности конструкции дают возможность расширения полезной площади. Таким способом правительство страны решило сразу две проблемы — нехватки жилья и сдерживания повышения уровня воды», — рассказали в компании.

Также очень интересным, по словам Марии Литинецкой, является проект реконструкции пространства вдоль реки Чикаго в одноименном городе. Главным элементом стала Чикагская набережная, которая протянулась на шесть кварталов. Набережная поделена на шесть участков с различным функциональным назначением. К примеру, на Marina Plaza расположились рестораны, кафе и зоны пассивного отдыха. В квартале Cove (бухта) оборудовали участок для занятия речным спортом — там можно арендовать каяк или лодку. В квартале Jetty построили пешеходные пирсы — плавучие сады: «природное» пространство для пеших прогулок.

Вообще, аналитики S.A. Ricci отмечают, что оптимальный вариант — это когда освоение берегового пространства является частью долгосрочных генеральных планов городов, которые определяют основные направления территориального развития. В частности, тот же проект модернизации общественных пространств в Лионе, который определял связь города с водными пространствами Роны и Соны и учитывал линии берегов рек, осуществлялся в рамках «синего» плана градостроительного проекта «Конфлюанс» (был еще и «зеленый» план, который включал модернизацию «сухопутных» общественных пространств).

Масштабный проект по реорганизации всех набережных Осло — это тоже часть генплана норвежской столицы до 2025 года. В результате вдоль береговой полосы будет сформирована прогулочная полоса, на месте индустриальной зоны появятся жилые кварталы, офисы, культурные и рекреационные пространства. На сегодняшний день уже построены здание Оперного театра, музей Мунка, музей Стенерсена и др.

Один из самых масштабных проектов развития прибрежных территорий реализуется с 2011 года в Нью-Йорке. Он носит название Vision 2020: New York City Comprehensive Waterfront Plan. Проект предусматривает десятилетний план развития «водного фасада» города протяженностью 520 миль. В итоге весь берег должен превратиться в благоустроенную территорию с жильем, коммерческой застройкой, общественными рекреационными зонами. При этом одним из главных условий является визуальная открытость водных пейзажей с набережных и беспрепятственный массовый доступ к воде.

На российскую воду

Опыт Vision 2020 очень внимательно изучали московские власти, прежде чем приступить к реализации мегапроекта реконструкции набережных Москвы-реки. Открытый Международный конкурс на разработку градостроительной концепции территорий, прилегающих к Москве-реке, был объявлен осенью 2014 года. Его победителем стал консорциум архитекторов во главе с российской компанией «Проект Меганом» архитектора Юрия Григоряна. В состав консорциума также вошли Gillespie, Strategy Partners Group, John Thomson and Partners, Systematic, Cushman and Wakefield. В рамках проекта предусмотрено появление 40 речных портов, которые помимо прямой функции будут выполнять роль общественных городских центров. Полное завершение реализации реновации московских набережных запланировано на период до 2035 года.

В целом столичные власти планируют обустроить и сделать доступными для горожан до 80% набережных Москвы-реки. За последние десять лет в городе привели в порядок 53 км береговой линии. На сегодняшний день благоустроенными городские чиновники считают порядка 25% набережных.

Еще не менее 30 км набережных главной столичной водной артерии должно быть благоустроено за счет частных инвесторов, о чем была достигнута договоренность еще в 2015 году. В качестве примера (пока единственного) реализованного за счет бизнеса проекта можно привести благоустройство 700-метрового участка пешеходной набережной при застройке квартала «Ривер Парк» (девелопер «Речников Инвест»). Открытие участка состоялось в июле 2018 года. В дальнейшем он будет продлен еще на 800 м.

По оценкам Марии Литинецкой, московский проект является одним из самых амбициозных, но одновременно и наиболее сложных. «По сути, здесь мы видим все те проблемы, с которыми боролись в разных городах мира: некоторые участки вдоль реки излишне урбанизированы и предназначены исключительно для автомобильного движения. Другие территории фактически являются природными зонами. Третий тип участков — бывшие промзоны, речные порты. Конкретные экономические параметры программы пока неизвестны, но очевидно, она станет новой стройкой века, учитывая масштабы столицы и реки», — говорит эксперт.

В Москве помимо этого планируется создание парковой зоны протяженностью 25 км вдоль набережной Яузы в Северо-Восточном административном округе.

Реализация еще одного масштабного проекта реконструкции прибрежных территорий почти завершена в Казани. Речь идет о реновации набережных системы озер Кабан. Автором проекта выступил российско-китайский консорциум Turenscape + МАП architects. Система озер Кабан — это главная природная доминанта столицы Республики Татарстан.

Если говорить о других российских городах, то с начала второго десятилетия XXI века работы по реконструкции набережных (в том числе морских) проведены во Владивостоке, Сочи, Хабаровске, Тольятти, Самаре, Ростове-на-Дону, Астрахани, Саратове, Тюмени. В прошлом году к благоустройству набережных Терека приступили во Владикавказе, концепцию развития Которосльной набережной в Ярославле в прошлом году выбрали сами горожане.