Пассажиров ждут бизнес-плацкарт и экономкупе
Материалы выпуска
Пути глобального сообщения Экспертиза Пассажиров ждут бизнес-плацкарт и экономкупе Инновации «В мире усиливается интерес к особым видам рельсов» Рынок
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Пассажиров ждут бизнес-плацкарт и экономкупе
РЖД планируют заменить старые плацкартные вагоны на их инновационную версию и на двухэтажные вагоны. Таким образом железнодорожники рассчитывают получить преимущества в конкуренции с автомобильными и авиаперевозками.
Фото: Gustavo Valiente/ТАСС

По данным «Российских железных дорог», на долю плацкартных вагонов приходится порядка 70% всех пассажирских перевозок, несмотря на то что несколько лет назад руководство компании заявляло о курсе на их полную ликвидацию. Сегодня политика железнодорожной компании заключается не в отмене плацкарта как типа пассажирских перевозок, а в постепенной замене старых моделей плацкартных вагонов на более современные. Как говорил СМИ в 2016 году глава РЖД Олег Белозеров, плацкартные вагоны необходимо сохранить, но в меньшем объеме. По его оценкам, обновление этого вида перевозок может занять около четырех лет.

Плацкарт повышенной комфортности

В мае текущего года директор по пассажирским перевозкам РЖД Дмитрий Пегов рассказал на парламентских слушаниях в Совете Федерации о планах по замене старых (как плацкартных, так и купейных) вагонов на инновационные.

«Говоря о долгосрочной программе закупки пассажирских вагонов дальнего следования, прежде всего мы подразумеваем закупку инновационного подвижного состава — это вагоны проекта 2019 и вагоны проекта 2020. Эти вагоны будут пополнять парк Федеральной пассажирской компании (ФПК) уже в ближайшей перспективе на три года. Помимо отдельных технологических новшеств внедрение инновационных вагонов позволит перевозчику получить ряд экономических выгод», — пояснил Дмитрий Пегов.

В течение последних нескольких лет железнодорожный холдинг ведет разработку новых пассажирских вагонов, как плацкартных, так и купейных. Предполагается, что обновления коснутся внутреннего устройства вагонов, что должно сделать их более комфортными для пассажиров. Улучшить потребительские свойства планируется за счет выделения отсеков для крупногабаритного багажа, регулируемого затемнения окон, душевых кабин, сенсорных экранов, индивидуальных сейфов, зон отдыха для детей и других опций.

Вагоны проекта 2019, о которых говорит Дмитрий Пегов, это одноэтажные вагоны открытого типа, то есть тот же плацкарт, но оснащенный кондиционерами, биотуалетами. Как считают в РЖД, их закупка позволит удержать стабильность социально значимых перевозок и безболезненно перейти к новой продуктовой линейке, несмотря на ожидающееся массовое выбытие подвижного состава. Вагоны проекта 2020 — двухэтажные, их РЖД планируют использовать на маршрутах с наибольшим пассажиропотоком и там, где есть инфраструктура, обеспечивающая их эксплуатацию. За счет этого, считают в РЖД, можно будет нарастить объемы перевозок и снизить расходы ФПК. С точки зрения интересов пассажиров преимущество такого предложения в том, что проезд в купе двухэтажного вагона дешевле, чем в традиционных купе.

Двухэтажная ниша

Если инновационный плацкарт с душевыми кабинами и зонами отдыха для детей пока в проекте, то двухэтажные вагоны по ряду направлений уже курсируют. Путешествовать в таком поезде можно, например, из Москвы в Ростов-на-Дону, Казань, Адлер, Воронеж, Самару. Сейчас начинается проработка других маршрутов там, где требуется решение проблемы инфраструктурных ограничений, например по габаритам, и одновременно там, где возможен устойчивый круглогодичный пассажиропоток. «В планах — начать отправлять такие поезда на Урал и дальше», — говорит председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. Он обращает внимание на то, что двухэтажный вагон все же менее комфортен, чем обычный купейный, где само купе просторнее и больше места для багажа. Поэтому, полагает эксперт, двухэтажные поезда могут занять определенную нишу, этот вид перевозок подходит тем пассажирам, которые не хотят ехать в плацкарте, но не готовы платить за купе, «то есть это своего рода экономкласс купейного вагона». И поскольку это все-таки нишевый продукт, такие вагоны не будут преобладающим подвижным составом на сети, полагает Кирилл Янков.

Выход на рынок инновационных пассажирских вагонов, как плацкартных, так и купейных, — насущная необходимость, к переменам подталкивает конкуренция с другими видами транспорта — автобусным и авиационным сообщением в первую очередь. Эти перевозчики, с одной стороны, постоянно повышают качество обслуживания и сервиса, с другой — стараются сдерживать цены на поездки, в результате падает пассажиропоток на железных дорогах. Железнодорожникам необходимо повышать качество предоставляемых пассажирам услуг и расширять их список. «Одним из способов повысить качество является обновление вагонного парка», — говорит доцент Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского НИУ ВШЭ Мария Роженко. То, что 20 лет назад воспринималось как норма, сегодня для многих малоприемлемо. Путешествие в поезде уже не хотят воспринимать как неизбежно потерянное время. «Человек хочет провести все это время с пользой. Возможно, поработать на компьютере, почитать книгу, поговорить с соседями, расположившись с комфортом. Однако поездка в старом вагоне, с неработающим кондиционером и гравитационным туалетом, вызовет скорее раздражение», — говорит эксперт.

Относительно цены вопроса повышения комфорта при путешествии по железной дороге единого мнения у экспертов нет. Кирилл Янков полагает, что сверхзатрат на обновление парка и замену старых вагонов на инновационные РЖД не понесут. «У ФПК есть большая инвестиционная программа на сотни новых вагонов в год. Поэтому, если какая-то часть подвижного состава будет заменяться новыми, в том числе двухэтажными вагонами, это не станет для ФПК чрезмерной нагрузкой», — поясняет Кирилл Янков. Двухэтажные вагоны обходятся дороже, признает эксперт, но «надо иметь в виду, что в них и мест больше».

У Марии Роженко другие расчеты. Она акцентирует внимание на том, что до 2025 года в ФПК планируется выбытие порядка 8 тыс. вагонов, то есть около 40% всего вагонного парка компании, при том что каждый новый вагон стоит порядка 40 млн руб. «Есть два способа снизить финансовую нагрузку на компанию. Первый способ — использование лизинговой схемы, когда вагон не приобретается в собственность, а арендуется на определенный период. Другим способом является заключение контрактов жизненного цикла. В этом случае поставщик не только поставляет подвижной состав, но и отвечает за его нормативное состояние», — говорит эксперт.