«Петербург стал местом проведения по-настоящему крупных событий»
Материалы выпуска
Социальная переработка Решения Хармик Сингх: для продвижения Петербурга нужны комплексные практики Экспертиза «Петербург стал местом проведения по-настоящему крупных событий» Экспертиза Сила чистой концепции Решения Трудный мусор Решения Телеком ищет точки роста Рынок Намыв в тренде Рынок Фитнес-революция Рынок Новые разработки поставят на поток Инновации
Экспертиза
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Петербург стал местом проведения по-настоящему крупных событий»
Сергей Лазуткин, генеральный директор компании «Прокси Центр», рассказал о рынке услуг по организации мероприятий в Петербурге и России.
Фото: «Прокси Центр»

— Есть мнение, что Петербург все еще не готов принимать крупные мероприятия; что в городе нет достаточной инфраструктуры для большого количества гостей. Согласны ли вы с этим утверждением?

— Я думаю, что с этими мнением согласиться нельзя. Потому что Петербург — это город, где уже созданы все условия для проведения по-настоящему крупных мероприятий, будь то спортивные, деловые, научные или культурные события. Для этого Петербург, как, впрочем, и Москва, располагает всей необходимой инфраструктурой.

— Что включает эта инфраструктура?

— Должна быть специальная площадка для проведения крупных мероприятий. В Санкт-Петербурге таковой является «Экспофорум». Это современный комплекс, в котором можно проводить практически любые мероприятия, любого масштаба. К примеру, при проведении Петербургского международного экономического форума в этом году официальное количество участников было порядка 17 тысяч человек.

— Что еще важно?

— Необходимо иметь достаточное количество отелей для приема гостей, в различных категориях. В Петербурге достаточно гостиниц и в высоком ценовом сегменте, и эконом-класса, для проведения масштабных событий. Особенно много объектов было введено в эксплуатацию к чемпионату мира по футболу. Следующий вопрос — развитая транспортная инфраструктура. Необходимы полноценные транспортные узлы, в нашем городе они тоже есть: современный аэропорт, железнодорожные вокзалы и т. д.

Если же говорить о локальных, небольших мероприятиях, то для их проведения, помимо крупных объектов, могут быть задействованы некоторые отели и менее крупные конгрессные площадки, которых в городе предостаточно.

— Как вы думаете, отличается ли организация крупных и не очень мероприятий в России и за рубежом? Что меняется в их проведении?

— В принципе, набор требований к организации мероприятий везде един. Это наличие площадки, оснащенной необходимым оборудованием, продуманная транспортная логистика, размещение участников, кейтеринг и т. д. При этом я бы отметил, что уровень гостеприимства при проведении мероприятий в России значительно выше, чем на Западе. В рамках событий участники, помимо деловой программы, имеют возможность ознакомиться с нашей культурой.

Если говорить о том, как меняется организация событий, то, конечно, идет совершенствование всех сервисов. Прежде всего, это интеграция современных технологий в процесс организации мероприятий на всех его этапах. Создаются более комфортные организационные решения для участников, оптимизируется транспортная логистика и т. п.

— Как можно охарактеризовать уровень развития рынка услуг по организации мероприятий в Петербурге?

— Этот рынок в Петербурге наиболее емкий, наряду с московским, по сравнению с другими городами России. Согласно рейтингу событийного потенциала регионов РФ, составляемому ежегодно аналитиками ВНИЦ R&C (Выставочный научно-исследовательский центр R&C), Санкт-Петербург последние годы уверенно занимает первое место. (Москва из исследования исключается как город с заведомо более высоким, чем в других регионах, уровнем развития ивент-индустрии — прим. РБК). В нашем городе компаний, имеющих возможность оказать комплексные услуги под ключ в организации конгрессно-выставочной деятельности, не так много. Уверенно можно сказать, что наша компания, «Прокси Центр», входит в это число. Большинство же операторов предоставляет отдельные сервисы или решает локальные организационные задачи.

— Есть данные, что емкость российского рынка услуг по организации мероприятий может превышать $100 млн в год. Согласны ли вы с такой оценкой?

— Я думаю, что значительно превышает. Из официальных данных Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA — International Congress and Convention Association), мировой рынок этой индустрии в 2017 году оценивается в 800 млрд долларов, из которых на Россию приходится 250 млн долларов США, или более 16 млрд рублей (2017 ICCA Statistics Report. Country & City Rankings).

— За счет чего могут конкурировать компании, работающие в ивент-индустрии?

— На мой взгляд, более конкурентоспособными являются компании, которые в состоянии решить весь спектр задач, поставленных организатором события.

— Какие мероприятия вы проводили под ключ, и в каких участвовали как организатор части услуг?

— Если говорить о мероприятиях, которые мы готовили под ключ, в первую очередь я бы отметил проведение первого Всемирного форума олимпийцев в октябре 2015 года по заказу Олимпийского комитета России и организацию Международной выставки-форума «ЭКОТЕХ» по заказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Что касается отдельных сервисов, мы много лет сотрудничаем с Фондом «Росконгресс» и принимаем участие в организации большого количества мероприятий. Если же говорить о самых масштабных проектах — это, бесспорно, Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России, в ходе которого компания «Прокси Центр» отвечала за организацию транспортного обслуживания и работу информационно-транспортных столов. В рамках этого проекта было задействовано более 2 тысяч транспортных средств и несколько тысяч человек для организации работы.

Мы начали готовиться к этому проекту за полгода, а сама операционная часть длилась фактически два месяца: началась за три недели до начала чемпионата и закончилась через несколько дней после его завершения.

— Достаточно ли на российском рынке квалифицированных специалистов для проведения мероприятий и как их можно вырастить? Не обостряется ли кадровая проблема по мере «укрупнения» проводимых в Петербурге событий?

— У нас в компании работают люди, очень многие из которых получили свой первый трудовой опыт при проведении Петербургского международного экономического форума. Можно уверенно сказать, что ПМЭФ воспитал и еще воспитает немало специалистов в сфере ивент-индустрии. Наши сотрудники (около 100 человек)  — это люди с высшим образованием, разным, и гуманитарным, и техническим, и с опытом работы в данной сфере.

В стране нет учебных заведений, которые бы выпускали специалистов по конгрессно-выставочной деятельности. Но, возможно, такая специальность позже появится. Сейчас же основные компетенции специалисты приобретают, участвуя в различных проектах.

— Насколько повлиял ЧМ-2018 на развитие ивент-индустрии в России?

— Первое, что я бы отметил, — в подготовке и проведении чемпионата было задействовано очень большое количество людей, они получили разноплановые организационные навыки, которые, я уверен, будут востребованы на рынке event-индустрии.

Второе — это обновленная инфраструктура, которая может быть использована при организации мероприятий.

— Как будет дальше развиваться отечественный ивент-рынок?

— Он станет расти, в первую очередь, в городах, где последнее десятилетие происходили крупные государственные и международные события. Развитие будет происходить за счет увеличения числа мероприятий, проводимых в этих городах. Это непременно произойдет, поскольку конгрессы и форумы — эффективный и востребованный формат взаимодействия представителей деловых кругов.