«Главное для рентабельности — автоматизация»
Материалы выпуска
Сырьевой парадокс Рынок «Главное для рентабельности — автоматизация» Инструменты Удобрения со скидкой Решения
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
«Главное для рентабельности — автоматизация»
О перспективах импортозамещения и экспорта химической продукции РБК+ рассказал генеральный директор ООО «Акрилан» Олег Кузин.
Фото: Алена Кондюрина для РБК

— В российском химпроме работают в основном крупнотоннажные производства. В какой степени развитие мало- и среднетоннажной химии может способствовать диверсификации отрасли?

— Вертикально интегрированные газо- и нефтехимические холдинги при рассмотрении новых проектов ориентируются на строительство крупных химических перерабатывающих производств. Если для такой продукции нет достаточного рынка внутри России, она идет на экспорт. Поэтому эти компании свои бизнес-планы строят, исходя из экспортных возможностей крупнотоннажной химии. Им не интересно заниматься глубокой диверсификацией внутри страны, так как ассортимент на каждом переделе сильно возрастает. Тем не менее в мире есть примеры очень диверсифицированных крупных химических компаний, таких как BASF или Dow Chemical. Но и за рубежом подобных компаний немного.

Из-за того что крупные российские химические компании экономически не заинтересованы в глубокой диверсификации, требующей малых масштабов производства, в России практически отсутствует своя специальная химия. Эти ниши могли бы занимать как раз мало- и среднетоннажные предприятия, которых в стране единицы.

— Какие еще сдерживающие факторы присутствуют в области развития специальной химии в России?

— Одна из причин — отсутствие современных технологий, которые мы не смогли развить в период перестройки, когда наука перестала заниматься специальной химией. А так как у нас нет развитой прикладной науки в этой области, то и не появляется достаточного числа предприятий, которые производили бы такую химию. Все это значит, что и специалистов, которые могли бы работать в этой области, уже практически нет.

Можно отметить и другой, пожалуй, стандартный фактор для всех предприятий малого и среднего бизнеса — это сложности в получении финансирования. Зачастую производство малотоннажной химии оказывается малоэффективным. Такая специальная химия — это широкий ассортимент продукции, и не всегда все эти позиции можно выпускать на одной технологической линии. Из этого следует, что предприятие должно обладать очень большим количеством технологий, промышленного оборудования, производственных линий для выпуска продукции. Эффективность каждой такой линии рассчитывается из определенного объема выпускаемой продукции конкретной номенклатуры. Если рынок в России по такой номенклатуре недостаточен, то ставить такое оборудование просто неэффективно.

Еще одним сдерживающим фактором является, как упоминалось выше, политика крупнотоннажных химических предприятий. Помимо того что они не заинтересованы в диверсификации своих продуктов, они еще используют внутренний рынок для продажи своих крупнотоннажных продуктов по более высокой цене, нежели при экспортных контрактах. Решить эту проблему можно только путем государственного регулирования через изменение системы налогообложения.

И последний важный момент. Отсутствие производства специальной химии в России является опасным фактором, возникает очень сильная зависимость страны от зарубежных поставщиков. В каждой области химической промышленности используется специальная химия в виде присадок и различных добавок. Если в один момент поставки такой химии прекратятся, то возникнет угроза существования химической отрасли в России, и крупной нефтехимии прежде всего. Очень надеюсь, что именно это обстоятельство станет отправной точкой для инвестиций в мало- и среднетоннажную химию для производства таких продуктов внутри страны.

— Тем не менее как предприятиям мало- и среднетоннажной химии встраиваться в технологические цепочки?

— Искать правильные ниши и направления. «Акрилан» — как раз такой пример. Мы выпускаем водные дисперсии полимеров, используемые в качестве связующего вещества для водно-дисперсионных ЛКМ, клеев, нетканых материалов. С пуском нашего предприятия во Владимире, развитием других российских производителей удалось сильно потеснить импорт, занимавший более 80% рынка. Импортозамещение — та основополагающая идея, на которой строилось развитие отрасли дисперсий.

Мы росли за счет вытеснения импортной продукции, предлагая на российский рынок достойную замену материалам на акриловой основе, применяемым в строительной химии, от рядовых грунтов до штукатурок, клеев и герметиков. «Акрилан» сейчас выпускает почти 30 тыс. т дисперсий в год, наша доля на рынке — самая большая и составляет 23%.

Другим двигателем была экологичность выпускаемой продукции. Активное движение в направлении роста экологических стандартов ведет к вытеснению органорастворимых продуктов на наши — водорастворимые.

— У вас есть свои бренды?

— Нет, розничные продукты мы не производим, работаем только в b2b-сегменте. В этом кроется одна из проблем развития, поскольку мы зажаты между крупнотоннажными поставщиками сырья и дальнейшими переделами.

Сетевая розница — «Леруа Мерлен», «ОБИ» и так далее — установила жесткий диктат цен для конечного производителя. Поставщики лакокрасочных материалов и розничных клеев бьются за копейки. Соответственно, они и дальше по цепочке передают это давление на нас. А мы передать его российским монополистам, которые производят сырье для нас, не можем. В итоге только российские мономеры составляют примерно 80% материальной себестоимости нашей продукции.

— Как в этой ситуации удается зарабатывать?

— Главное для рентабельности — автоматизация. Мы изначально построили завод с очень высоким уровнем автоматизации. В процессах органического синтеза она достигает 100%. У нас четыре смены, в каждой по пять человек, таким образом ведется круглосуточная работа и обеспечивается полный цикл производства до отгрузок готовой продукции. Такая организация рабочего процесса дает высокую производительность труда и низкие издержки. Второй момент — ассортимент продукции. Чтобы увеличивать рост продаж, мы изучаем рынки сбыта, регулярно осуществляем разработки новых продуктов, выводим их на рынок. Чтобы быть эффективным — важно предложить не сам продукт, а «готовое решение» для конечного потребителя. Например, предлагая что-то покупателю, мы говорим: купите у нас вот это, и мы расскажем, как это применить, какие плюсы и преимущества вы получите.

Сейчас у нас две производственные линии, в пик сезона они полностью загружены. Поэтому мы планируем строительство нового цеха с установкой еще двух дополнительных линий. Это позволит нам как минимум вдвое увеличить наши текущие мощности и объемы производства.

— С чем связываете перспективы развития?

— Прежде всего — с экспортом. Сейчас мы прорабатываем разную технологию экспортных поставок. За отсутствием приемлемых цен на сырье мы не можем возить наш продукт куда-то очень далеко. Но поставки в близлежащие страны абсолютно реальны, и мы уже активно работаем с Казахстаном и Белоруссией. Кроме того, свой рост мы связываем также с расширением линейки специальных чисто акриловых продуктов. Это, конечно, не такой большой сегмент, но он есть, и наша цель — вытеснить там импорт. У нас работает своя R&D-лаборатория, и главная ее задача на сегодня — адаптировать лучшие существующие в мире разработки.