Движение к цифровой платформе
Материалы выпуска
Движение к цифровой платформе Экспертиза «Городской электропоезд должен быть пространством комфорта» Инновации Гонка за скоростью Решения
Экспертиза
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Движение к цифровой платформе
Цифровизация услуг выводит на новый уровень сервис операторов железных дорог. Драйвером этого процесса в России может стать приход в пассажирские перевозки частных игроков.
Фото: Getty Images Russia

Увеличение числа пассажиров, использующих железную дорогу как основной вид транспорта, будет способствовать его автоматизации, отмечают авторы доклада Global Smart Railways Market (2018) американской исследовательской компании Mordor Intelligence. В авангарде этого процесса страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), на которые приходится почти половина глобального рынка пассажирских железнодорожных перевозок. По итогам 2017 года, согласно оценке международной консалтинговой The Business Research Company, объем мирового рынка составил $265 млрд, стран АТР — $130,38 млрд, причем на Китай приходится 19% мирового рынка, или $50,35 млрд.

Глобальный рынок «умных» железных дорог, включающий продукты и услуги систем железнодорожной коммуникации, интернет-связи, безопасности, информационные системы грузо— и пассажироперевозок, тоже растет высокими темпами. Согласно отчету Global Smart Railways Market компании Mordor Intelligence, в ближайшие пять лет его среднегодовой рост составит 14,8%: с $12,05 млрд в 2017-м до $27,62 млрд в 2023 году. АТР и в этом сегменте рынка будет расти быстрее всех, прогнозируют аналитики. Новые возможности открываются и для российских железных дорог.

Пути и «цифра»

Отечественный монополист компания «Российские железные дороги» (РЖД) располагает одной из крупнейших сетей среди стран АТР. По данным Всемирного экономического форума (World Economic Forum, WEF), российская железнодорожная сеть по уровню развития инфраструктуры поднялась с 24-го места в 2015 году до 15-го в 2018-м из 101 страны — участницы рейтинга WEF и набрала 4,9 балла. Показатель качества железнодорожной инфраструктуры является одним из компонентов Глобального индекса конкурентоспособности WEF и основывается на оценке лидерами бизнеса (в опросе участвуют 14 тыс. респондентов) железнодорожного сообщения по частоте движения, его пунктуальности, скорости, комфорту и цене билетов.

Лидерами в рейтинге WEF 2018 года являются Швейцария (6,7 балла), Япония (6,5) и Южная Корея (5,9). КНР (включая Гонконг) находится на 25-м месте (4,5 балла). В первую десятку стран с развитой железнодорожной инфраструктурой входят также США, Нидерланды, Финляндия, Германия, Испания, Австралия, Малайзия и Франция.

Железнодорожная система России — одна из лучших в мире по исполнению графика движения пассажирских поездов, говорит заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук.

Догоняющий характер модернизации в России даже дает определенные преимущества, считает эксперт: «Мы позднее стали внедрять новые технологии связи, но при этом интегрируются более совершенные решения, чем в других странах, которые развивали такую инфраструктуру несколько лет назад».

В сфере железнодорожных перевозок в России многие технологические процессы уже цифровизированы, говорит технический директор компании «Цифра» (разрабатывает технологии цифровизации промышленности) Юрий Крылов: «В рамках концепции «Цифровая железная дорога» начаты работы по созданию элементов, которые позволят максимально исключить воздействие человеческого фактора. Ведутся работы по созданию единого информационного пространства с подрядчиками и всеми смежными хозяйствами».

По словам Юрия Крылова, осталось создать Единую программную платформу для перехода от имеющихся разрозненных автоматизированных систем и рабочих мест к реальной автоматизации с использованием интернета вещей (IoT), обработки больших массивов данных (big data), распределенного хранения (блокчейн).

Заграничный пассажир

Новые продукты и услуги становятся обязательной частью деятельности операторов железных дорог и производителей отрасли, позволяют создавать добавленную стоимость для участников проектов в области «умных» и удобных мобильных систем, пишет в подготовленном совместно с мобильным подразделением компании Siemens отчете Digital transformation of railways руководитель кафедры транспорта Варшавского университета экономики Яна Перигуд.

Речь идет о возможностях онлайн-оплаты проезда, мобильных системах навигации, подключении к интернету в поездах на протяжении всего маршрута и на вокзалах, и наконец, о развитии мультимодальных пассажирских перевозок — встраивании железной дороги в логистическую цепочку различных видов транспорта.

Летом прошлого года компании Huawei и China Mobile впервые применили технологию Multi-access Edge Computing (MEC), которая дает возможность провайдерам предоставлять услуги на инфраструктурных объектах с большой концентрацией пользователей, таких как стадионы, вокзалы, и запустили пилотный проект на Южном железнодорожном вокзале в Пекине, позволяющий пассажирам использовать видеоконтент. Cisco внедрила сети Wi-Fi на поездах шотландской железной дороги ScotRail. Французский железнодорожный оператор SNCF использует платформу Watson Internet of Things IBM, которая позволяет свести к минимуму задержки в пути.

Российская модель

В 2017 году научно-техническим советом РЖД была принята концепция «Цифровая железная дорога». Приоритетными задачами являются развитие мобильных сервисов для пассажиров, создание единого мобильного приложения и развитие инфраструктуры для бесшовного Wi-Fi на вокзалах и в поездах, заявлял ранее директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин. Вагоны дальнего следования будут иметь доступ к информационной среде с возможностью заказа услуг на борту поезда и по прибытии в пункт назначения.

Проект федеральной пассажирской компании «Инновационная мобильность» предусматривает создание единой платформы для планирования, бронирования и оплаты путешествий различными видами транспорта.

Пока процессы синхронизации транспорта до конца не налажены, говорит Владимир Савчук. «Пригородные электропоезда нередко приходят на станцию, когда автобусы уже уехали», — замечает он. Кроме того, системность подхода характерна только для Москвы и Санкт-Петербурга.

Воспользоваться передовым клиентским сервисом, очевидно, позволит проект РЖД и Московского центрального кольца (МЦК), реализуемый совместно с Московским метрополитеном, который опережает другие виды транспорта по внедрению новых сервисов. В столичном метро с 2013 года действует бесплатный Wi-Fi (это первый опыт работы сети в подвижном составе метрополитена в мировой практике), здесь предоставляется возможность использовать различные способы оплаты, в том числе бесконтактный, с помощью смартфона и банковской карты, а «Мобильным билетом» можно пользоваться на всех видах транспорта города.

В менее урбанизированных районах инновации на железнодорожном пассажирском транспорте идут медленнее, говорит Владимир Савчук. Ускорить развитие ИТ-инфраструктуры в регионах позволяют такие проекты, как, например, чемпионат мира по футболу, замечает эксперт.

Недостатка в средствах на разработку и освоение новейших технологий отрасль не должна испытывать: в соответствии с «Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года» предусмотрены инвестиции до 10 трлн руб., об этом в сентябре на сессии Восточного экономического форума заявил первый заместитель гендиректора РЖД Александр Мишарин.

По мнению директора Института прикладного анализа данных компании «Делойт, СНГ» Алексея Минина, цифровизацию пассажирских железнодорожных перевозок до сих пор сдерживала сама бизнес-модель РЖД. «В грузоперевозках есть конкуренция, и поэтому там развиваются различные бизнес-модели, там есть операторы, заинтересованные в повышении внутренней эффективности и увеличении доли рынка, — приводит сравнение эксперт. — В пассажирских перевозках — монополия, трансформация бизнес-моделей и цифровизация здесь идут другими темпами».

С такой оценкой согласен президент Национального союза железнодорожников Юрий Бусыгин. «В грузовых перевозках высока заинтересованность предприятий в точной информации, поэтому цифровизация принимает массовый характер. В пассажирском движении пока таких заинтересованных сторонников внедрения цифровых технологий нет. К тому же недостаточно развита сама база подвижного состава, он довольно старый», — отмечает он.

Дальнейшее развитие цифровых пассажирских сервисов эксперты связывают с либерализацией рынка железнодорожных перевозок. В частности, разработанная Минтрансом РФ целевая модель рынка пассажирских перевозок до 2025 года предусматривает либерализацию рынка после 2021 года и передачу в частные руки до 10% сектора. Сегодня на долю частных пассажирских компаний на рынке железнодорожных перевозок приходится не более 2,1%. Конкурировать на рынке пассажирских перевозок частники смогут сервисом, что неизбежно потребует диджитализации бизнес-процессов и развития цифровых услуг для пассажиров.