«Городской электропоезд должен быть пространством комфорта»
Материалы выпуска
Движение к цифровой платформе Экспертиза «Городской электропоезд должен быть пространством комфорта» Инновации Гонка за скоростью Решения
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
«Городской электропоезд должен быть пространством комфорта»
О городских электропоездах нового типа РБК+ рассказал коммерческий директор по развитию пассажирского транспорта компании «Трансмашхолдинг» Александр Лошманов.
Фото: Пресс-служба AO «Трансмашхолдинг»

— Какие требования сегодня предъявляют пассажиры к электропоездам?

— Для производителя это один из важных вопросов. Необходимо представить оптимальные решения как для тех пассажиров, которые пользуются пригородными поездами, так и для тех, кто пока предпочитает личный автотранспорт. Таким решением может стать создание нового уровня комфорта в вагонах пригородных поездов и так называемой системы бесшовной перевозки — схема проезда с использованием разных видов транспорта, которая позволит пассажиру с комфортом пересаживаться с пригородного поезда на метро, трамвай или автобус. Стремление к бесшовности пассажироперевозок — главный тренд в развитии городского транспорта. В русле этого тренда и создается проект «Московские центральные диаметры» (МЦД), по первым маршрутам которых пойдут электропоезда, созданные нашей компанией, «Иволги».

В производстве «Иволги» мы используем порядка 90% отечественных материалов. Конечно, некоторые технологии поезда перекликаются с западными, но они разработаны с учетом российской специфики. Кстати, у нас в России одни из самых жестких в мире требований к подвижному составу по сравнению, например, с европейскими. Это касается в том числе конструктивных особенностей, что связано с более суровыми климатическими условиями и требованиями по безопасности.

— Что обеспечивает комфорт непосредственно в вагоне?

— Говоря о комфорте, мы прежде всего имеем в виду организацию пространства в вагоне. Рассмотрим несколько таких принципов на примере «Иволги» — первого спроектированного в России городского электропоезда, построенного на Тверском вагоностроительном заводе (входит в «Трансмашхолдинг»). Первый принцип — бестамбурная конструкция: войдя в поезд, пассажир сразу же попадает в салон и может легко перемещаться по всему составу.

Второй принцип, предусмотренный в «Иволге», это модульность интерьерных и компоновочных решений. Насыщенность пассажиропотока на разных линиях неодинаковая, и в зависимости от нее нужны разные интерьерные решения в салоне поезда. Модульный принцип помогает корректировать различные параметры, например количество сидений в вагоне. Сейчас в городских перевозках активно используются трансформируемые кресла, которые можно сложить, когда они не нужны.

Также по модульному принципу в головных вагонах электропоезда организованы зоны для перевозки различных грузов — со специальными креплениями для велосипедов, стеллажами для спортивного инвентаря. Предусмотрена возможность установки вендинговых аппаратов — автоматов с кофе или закусками.

Важны и дизайнерские решения. В оформлении вагонов «Иволги» использованы элементы так называемого бионического дизайна: изгибы линий и деталей интерьера, цвета и материалы позаимствованы у природы. Это, как показали исследования психологов, позволяет человеку чувствовать себя в поездке гораздо комфортнее.

— Развитие Московской агломерации предполагает использование электропоездов нового типа — городского. Как «Трансмашхолдинг» реагирует на изменения спроса?

— Часто развитие транспорта основывается на адаптации существующих продуктов под городскую перевозку. Но, как правило, в таких случаях нет возможности реализации всех решений, необходимых для городского подвижного состава. Понимая, что без специальных электропоездов точно не обойтись, мы направили все усилия на создание поезда, идеального для городской пассажирской перевозки. В процессе проектирования мы учитывали все современные требования, такие, например, как формирование безбарьерной среды для маломобильных пассажиров: в головных вагонах установлены пандусы, крепления для колясок, увеличена площадь туалетных комнат.

Пассажирам с детьми обеспечена возможность в комфортных условиях переодеть малыша, а свободное пространство внутри поезда позволяет удобно разместить детскую коляску. Кроме того, мы учитывали вопросы планировки, энергосбережения, сервиса, доступности запасных частей и расходных материалов, отсутствия необходимости в длительном и дорогостоящем обучении персонала.

— Тверской вагоностроительный завод выиграл два конкурса на поставку электропоездов для «Московских центральных диаметров». Какие требования предъявляет заказчик к этому подвижному составу и совпадают ли они с желаниями пассажиров?

— Потребности пассажиров растут. Многие из них ощущают себя комфортно в привычной среде — дома, в личных автомобилях, в офисах. Желание, чтобы привычная им среда была перенесена и в общественный транспорт, справедливо. Это один из моментов, который заставляет нас и наших поставщиков компонентов активно развиваться. С другой стороны, заказчик требует продукцию, не только удовлетворяющую пассажирские запросы, но и оптимальную с точки зрения экономики использования. Наша задача в том и состоит, чтобы отслеживать все тенденции и интегрировать их.

Одно из требований заказчика, АО «Центральная ППК», — обеспечение возможности менять составность поезда в зависимости от ситуации на маршрутах. «Иволги», которые будут поставлены для первых маршрутов МЦД, имеют от шести до семи вагонов, при росте пассажиропотока состав можно увеличить до 11–12 вагонов.

Важным требованием заказчика также было наличие полного сервисного обслуживания поездов. На мировом рынке установились определенные нормы по срокам нахождения электропоезда на сервисном обслуживании. Они достаточно жесткие, но мы готовы их выдерживать.

Заказчиком поставлены также условия по наличию сервисной инфраструктуры. Однако для обслуживания наших электропоездов нет необходимости ее заново создавать — есть действующее депо, дополнительные капиталовложения в инфраструктуру не требуются.

Согласно еще одному очень важному требованию заказчика мы добились в «Иволгах» сокращения энергопотребления до 30% в зависимости от интенсивности движения. Кроме того, в конструкциях электропоездов учтены условия, устанавливаемые специально для городских маршрутов, по быстрой стартовой скорости и моментальной остановке.

Если говорить об отличиях модификации «Иволги» для МЦД от базовой, которая до недавнего времени курсировала по маршруту Киевский вокзал — Ново-Переделкино, а теперь ходит от Белорусского вокзала до Усово, то в обновленной версии предусмотрены USB-разъемы для зарядки электронных устройств, крепления для велосипедов, дополнительное освещение в зонах входа. Впервые будет применена автоматическая система подсчета пассажиров. В туалетных комнатах появятся сенсорные краны, дозаторы мыла, сушилки для рук. Существенно увеличится количество и конфигурация поручней с «теплым» покрытием. Программное обеспечение поезда будет доработано, что позволит организовать в салонах телевизионную трансляцию.

— Как изменится, на ваш взгляд, городской пассажирский транспорт в перспективе нескольких десятилетий?

— Основная тенденция связана с ростом агломераций, а значит, и развитием внутри них железнодорожного сообщения как одного из самых экологичных и безопасных способов передвижения. Железнодорожная инфраструктура будет развиваться очень активно, что для нас, производителей железнодорожной техники, безусловно, является одновременно и вызовом, и стимулом к тому, чтобы мы создавали новые продукты.

Сегодня ценность времени, проведенного в поезде, становится ключевым моментом. В дороге время можно потратить для выполнения своих дел. Наша задача как производителя — создание наиболее комфортной и безопасной среды для проезда пассажиров. У нас есть наработки, которые дадут нам возможность не остаться в стороне от основного процесса, а, напротив, завоевать лидерские позиции.