«Правительство и бизнес в цифровизации научились понимать друг друга»
Материалы выпуска
Биометрия выходит на рынки Инновации «Компьютерные игры — адекватная замена шопингу» Экспертиза VR в новой реальности Решения «Маркетплейсы станут инструментом развития малого и среднего бизнеса» Инструменты «Правительство и бизнес в цифровизации научились понимать друг друга» Решения
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Правительство и бизнес в цифровизации научились понимать друг друга»
О вызовах цифровизации для государства и бизнеса рассказал председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.
Фото: Пресс-служба

— Каков, на ваш взгляд, потенциал России и Казахстана в сфере развития цифровой экономики, какие вызовы стоят перед нашими странами?

— Сегодня все участники телеком-рынка находятся перед лицом очередного большого промышленного и технологического прогресса. Процесс внедрения инноваций идет настолько быстро, что каждая из стран — и Россия, и Казахстан — стоят на пороге большой индустриальной революции, цифровизации, когда мы можем говорить о динамичной автоматизации, о развитии интернета вещей. Потенциал в этой сфере у обеих стран огромен.

Однако считается, что автоматизация производственных процессов и увеличение производительности труда, с одной стороны, может повлиять на уменьшение объемов работ, которые ранее в структуре традиционного оператора выполняли люди, но вместе с тем на рынке появляются возможности для новых видов занятости. И здесь тоже есть потенциал для появления специалистов новой формации, среда для изменения и повышения квалификации человеческих ресурсов. И это не прихоть операторов, как работодателей — это требование отрасли.

Одной из особенностью Казахстана и России является также обширная территория. Важно, чтобы процесс цифровизации отраслей экономики, сфер занятости шел на всей территории как можно более активно. И в этом я тоже вижу вызов для операторов связи. Необходимо вовлекать в развитие цифровых технологий даже те слои населения, которые не связаны с инновациями напрямую. Например, Казахстан — девятая по размеру страна в мире, где население практически в равном количестве проживает в городской и сельской местности. И если городское население активно вовлечено в процесс цифровизации, то для жителей сел необходимо создавать среду для обеспечения доступа к инфокоммуникационным услугам, реализовывать процессы для снижения цифрового разрыва и повышения уровня проникновения ИКТ-сервисов.

— Какие меры принимаются для цифровизации сел в Казахстане?

— В этом году Министерство информации и коммуникаций РК и его партнеры подписали договор, благодаря которому более тысячи сел Казахстана будут обеспечены широкополосным доступом к интернету. Согласно планам, более 1200 сел будут обеспечены широкополосным доступом к интернету, из них АО «Казахтелеком» будут подключены 828 сельских населенных пунктов, в которых проживают 4,8 млн человек. В том числе реализация проекта позволит предоставить высокоскоростной доступ для более 3,5 тыс. школ, больниц, акиматов и других учреждений. Отмечу, что порядка 2,5 тыс. государственных органов и учреждений бюджетной сферы к услугам широкополосной передачи данных подключит «Казахтелеком». Данная категория учреждений включает больницы, школы, местные исполнительные органы, аварийные службы, объекты обороны и правоохранительные органы. Соответственно, та территория, которая ранее не была охвачена цифровыми процессами, будет неизбежно в них участвовать. А если развиваются территории, то развивается вся страна.

Помимо этого одним из эффектов от реализации проекта станет развитие инновационных услуг, а также повышение уровня их проникновения в сельской местности, создание доступа к таким услугам, как телемедицина, доступа к онлайн-образованию, услугам сферы электронной коммерции.

К слову, реализация проекта также положительно повлияет на уровень занятости как во время строительных работ по развертыванию сети, так и после их окончания. При этом объемы работ предстоят внушительные — общая протяженность волоконно-оптических линий связи составит более 20 тыс. км, из них АО «Казахтелеком» будет проложено свыше 14,2 тыс. км ВОЛС.

— Если перейти от частного к общему, можете ли вы назвать прорывные технологии, которые появились на пространстве СНГ за последние несколько лет?

— Безусловно, мы, как трендсеттеры, наблюдаем за всеми новшествами на мировом и региональном рынке, анализируем новые решения и технологии. Один из примеров на российском рынке стало формирование собственного информационного пространства, России удалось стать «контентодержателем». Например, поисковиком «Яндекс» в России пользуются чаще, чем Google. Это большой прорыв, когда в стране производится свой контент и развиваются удобные сервисы, а интерес к ним поддерживается на высоком уровне. В Казахстане мы смогли добиться того же, в стране большой интерес к внутреннему контенту. И в этом обе страны смогли добиться уникальной позиции.

В то же время технологии постоянно обновляются, меняются тренды, что помогает нам не останавливаться на достигнутом. Тот же WhatsApp очень активен и на внутреннем рынке, пока отсутствуют альтернативные популярные предложения.

Что касается совместных прорывных решений, то можно привести в качестве примера строительство между Россией и Казахстаном информационных супермагистралей, которые позволят обеспечить передачу интернет-трафика из Юго-Восточной Азии в Европу. Для нас это также большая победа, потому что трафик передается не по существующему каналу посредством подводного морского кабеля, а по наземным сетям, по территории стран, что позволяет обеспечить высокое качество предоставляемых услуг на операторском сегменте, повысить спрос среди потребителей в ЮВА и Европе. Уверен, данный рынок будет и дальше развиваться.

— Какие возможности открывают новые стандарты связи? Что сегодня сдерживает их внедрение?

— Самое основное, что характеризует новые стандарты связи, — это уровень задержки, то есть способность линии передавать на высокой скорости сигналы с коротким уровнем задержки. Эта характеристика является важной в таких сферах, как, скажем, беспилотные автомобили, где на высоких скоростях любая задержка сигнала является критической. Эти возможности имеют значение во всех отраслях, в том числе в образовании, медицине. 5G придаст большой технологический импульс отрасли, который позволит многое изменить.

Наибольшим сдерживающим фактором для развития формата связи нового поколения на сегодняшний день считается частотный диапазон. Решения, касающиеся данного ресурса, остается за государством. Однако мы полагаем, что частотные ресурсы должны предоставляться сразу нескольким инфраструктурным операторам: некоторым операторам бессмысленно ставить сети для высоких скоростей и тратить на них огромные капитальные затраты, когда этими сетями можно делиться. Но вместе с тем требует тщательного анализа и изменений регуляторная база.

— Насколько, по вашей оценке, регуляторы активны в стимулировании инноваций?

— Правительства всегда заинтересованы в инновациях, потому что уровень инновационной культуры соответствует уровню технологического развития. И у России, и у Казахстана есть стремление этот уровень повышать. В России, например, есть определенная последовательность действий в развитии инноваций, немалую роль в этом играет Инновационный центр «Сколково». В Казахстане также существует своя линия развития инноваций, согласно которой созданы специальные экономические зоны, где созданы все условия, необходимые для их развития. При этом технологии развиваются такими быстрыми темпами, что угнаться за ними сложно. Построить хорошую технологическую и эффективную компанию — уже большая инновация, потому что рынок подвержен экономическим колебаниям. В стране действует система стимулирования развития инноваций со стороны государства. Это означает, что государство понимает проблемы операторов. Резюмируя, могу отметить, что правительство и бизнес в сфере цифровизации экономики научились хорошо понимать друг друга.

— Какие процессы наиболее важны для цифровых компаний в период перехода к цифровой экономике? Какие сложности должны преодолеть компании на этом пути?

— Для нас самый большой вызов цифровизации — это оптимизация бизнес-процессов, изменения в части управлением персоналом, анализ его функциональности. Чрезвычайно важно, чтобы каждый человек в компании понимал, в какой экономической цепочке он находится, насколько он встроен в происходящие процессы, что зависит персонально от него.

Уже сегодня понятно, что, например, содержание фронт-офиса телекоммуникационных компаний при интернет-продажах просто теряет смысл. Это становится все более актуально даже в Казахстане, где имеется десяток городов с большой численностью населения. Еще актуальнее в Москве, и в России, где плотность населения гораздо выше. То есть при сегодняшнем развитии технологий фронт-офисы становятся больше представительством бренда в регионе, чем отделами продаж.

В целом, вызовов для телеком-компании на сегодняшний день существует много, начиная от оптимизации логистических цепочек, когда исполнение нарядов-заявок на устранение неполадок можно решить посредством привлечения подрядчиков (согласитесь, это гораздо эффективнее, чем постоянно содержать свои собственный автопарк со спецтехникой), до виртуализации сети, когда все более активно используются облачные технологии.

— Какие отрасли будут наиболее активно подвержены цифровой трансформации? Что представляет интерес для телекоммуникационных компаний?

— На мой взгляд, наиболее активно цифровизация происходит на финансовом рынке. Многие из телеком-операторов пытаются сейчас перейти к финансовым транзакциям. Здесь имеется интерес для всех участников процесса — как для оператора, так и для клиентов. Во-первых, мобильный номер позволяет идентифицировать пользователя, предоставлять необходимые услуги и сервисы. Во-вторых, операции с мобильным кошельком, с транзакциями, позволяют сделать эти расчеты очень удобными, без привязки к наличным средствам, снижают необходимость физического обращения в расчетный центр того или иного поставщика услуг, продавца товаров, или банк.

В связи с этим, полагаю, существует перспектива того, что все больше пользователей в скором времени предпочтут мобильные сервисы оплаты обращениям в банки. Транзакции — часть банковского дохода, и когда сотовый оператор через мобильные кошельки начинает сокращать транзакционные издержки, это влияет на статус отношений «банк — клиент». Думаю, в ближайшее время между телекоммуникационными компаниями и банками возникнет и будет развиваться классическая дилемма — как «делить» бизнес, что, в свою очередь, повлечет трансформацию финансовой сферы.