Новый заряд для металлургов
Материалы выпуска
Стальная логика Рынок Перевооружение своими силами Инструменты Новый заряд для металлургов Инновации Изделия с покрытием: какие рынки открывают металлурги Экспертиза
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Новый заряд для металлургов
Растущий спрос на электромобили формирует новую нишу для сбыта металлургической продукции: цветные металлы требуются в производстве аккумуляторных батарей.
Фото: DPA/TACC

Производство и продажи электромобилей заметно растут во всем мире. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2017 году их было продано более 1 млн единиц, что на 54% больше, чем годом ранее. Для сравнения: всего на дорогах мира сегодня более 1,2 млрд легковых автомобилей с разными типами двигателей. По данным Всемирного банка, планка 1 млрд единиц была преодолена еще в 2010 году, а к 2050-му этот показатель удвоится. В то же время общий парк электромобилей на планете в 2017 году превысил 3 млн (порог в 1 млн был пройден в 2015 году).

Сразу несколько стран анонсировали поэтапный переход на этот экологически чистый вид транспорта и запрет в будущем машин с двигателями внутреннего сгорания. Во Франции и Великобритании такой запрет планируется ввести в 2040 году, обсуждается его возможность в Германии и других странах.

Российский рынок электромобилей пока не может сравниться с рынками стран — лидеров в этом сегменте. По данным аналитического агентства «Автостат», на начало 2018 года число электромобилей в российском автопарке достигло 1,8 тыс. Причем более 60% этого количества — 1,1 тыс. — приходится на Nissan Leaf, которые в подержанном виде поступают из Японии на Дальний Восток.

Распространение автомобилей с аккумуляторными батареями заставляет автоконцерны наращивать закупки металлов платиновой группы, никеля и меди. «Специалисты прогнозируют, что уже через десять лет на дорогах появятся десятки, а затем и миллионы электромобилей. Это приведет к снижению спроса на нефть, но вызовет резкий рост потребления ряда металлов», — подтверждает директор Центра исследования проблем реальной экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Быстров. «Резкое увеличение мирового производства электромобилей должно затронуть прежде всего рынки пяти металлов: меди, алюминия, никеля, кобальта и лития», — говорит эксперт.

По прогнозу МЭА, к 2030 году число электромобилей малой грузоподъемности в мире вырастет в 40 раз, до 130 млн штук (по более мягкому сценарию — до 125 млн), автомобилей с гибридными двигателями — до 90 млн (год назад МЭА прогнозировало рост всего до 60 млн электромобилей). К 2030 году доля рынка должна достичь 30% у всех членов Electric Vehicles Initiative (EVI)  — Канады, США, Великобритании, Франции, Нидерландов, Швеции, Финляндии, Норвегии, Германии, Китая, Индии, Японии, Мексики, Новой Зеландии, Португалии и Чили.

Заявления автоконцернов подтверждают реальность прогнозов аналитиков. Так, JLR (производит марки Jaguar и Land Rover) обещает продавать 100 тыс. электромобилей к 2019 году, Volvo — 1 млн к 2020-му, Daimler — 2 млн к 2022-му, а Volkswsgen — 10 млн машин к 2023 году. Ford к 2025 году намерен довести производство гибридов и полностью электрических автомобилей до 70%.

Металлурги уже учитывают рост рынка электромобилей в своих отраслевых прогнозах. Так, согласно расчетам «Норильского никеля», если в бензиновых двигателях среднегодовые темпы роста в 2015–2025 годах составят около 1%, то в сегменте гибридных двигателей — 18%, аккумуляторных — 25%, а по топливным ячейкам — 41%. В компании уверены, что ставка на электромобили приведет к тому, что к 2025 году ежегодный спрос на никель в автопроме увеличится на 446 тыс. т, а на медь — на 1,272 млн т.

Естественная кооперация

Один из сдерживающих факторов развития рынка — дороговизна аккумуляторов — может быть преодолен в ближайшей перспективе. По экспертным оценкам, рост инвестиций в производство батарей, появление новых крупных предприятий по их изготовлению позволят существенно снизить затраты в течение нескольких лет. Этому же будет способствовать кооперация металлургов и производителей батарей, в результате которой должна повыситься эффективность производства, а издержки — снизиться.

Так, в конце октября 2018 года стало известно, что немецкий гигант BASF построит первый европейский завод по производству аккумуляторных материалов в финском городе Харьявалте, рядом с никель-кобальтовым заводом «Норникеля». В частности, BASF использует катодные материалы с высоким содержанием никеля, которые являются ключевыми составляющими для обеспечения повышенной энергетической емкости аккумулятора и увеличения времени эксплуатации электромобиля. Общий объем финансирования проекта составит €400 млн, запуск предприятия запланирован на конец 2020 года. Новый завод позволит полностью обеспечивать около 300 тыс. электромобилей в год материалами BASF для аккумуляторных батарей. BASF и «Норникель» подписали также долгосрочное соглашение на поставку никелевого и кобальтового сырья, которое производится на рафинировочном заводе «Норникеля». Условия соглашения предусматривают поставки сырья для производства батарей в Европе.

Таким образом, «Норникель» намерен увеличить свое присутствие на международном рынке аккумуляторных материалов и закрепить долгосрочное сотрудничество с ведущими производителями катодных активных материалов, заявил старший вице-президент, руководитель блока сбыта, закупок и инновационного развития «Норникеля» Сергей Батехин. По его словам, электромобили способны изменить никелевую промышленность на глобальном уровне и «Норникель», как ведущий поставщик очищенного никеля в мире, будет в числе ключевых игроков этого сегмента производства автомобилей. Как, в свою очередь, объяснил президент подразделения «Катализаторы» концерна BASF Кеннет Лейн, «инвестиции в производство в Харьявалте позволят BASF быть ближе к клиентам и получить доступ к рынкам всех крупных регионов с локальным производством, продолжая поддерживать быстрорастущий рынок электромобилей».

Для развития рынка электромобилей в России, по словам Андрея Быстрова, требуется полноценная госпрограмма, предусматривающая льготы для производителей электромобилей, а также сохранение нулевых пошлин на электромобили и комплектующие для них. «В России внедрение таких передовых технологий открывает новые возможности для городского планирования, для улучшения экологической обстановки», — говорит Андрей Быстров. В 2017 году государство выделило производителям городского наземного электротранспорта субсидии на сумму 900 млн руб., а российское правительство начало разработку масштабной программы стимулирования электромобильного транспорта. Планируется увеличить спрос на электротранспорт за счет реализации госпрограммы стоимостью 1,5 млрд руб., введения квот на долю электромобилей в парке государственных и муниципальных организаций, локализации производства машин, компонентов и зарядных устройств. По данным Минпромторга, к 2020 году количество электромобилей в России в совокупном объеме продаж может вырасти до 15–25 тыс. единиц.