Торговый двигатель Рунета
Материалы выпуска
Торговый двигатель Рунета Рынок «Цифровизация требует перепрофилирования кадров» Решения Цифровой актив Инструменты «Инновации развиваются, пока не нужно брать на них разрешение» Инструменты Бизнес в кругу друзей Инструменты «Применение ИИ расширяет наши знания о самих себе» Экспертиза Смартфон — деньги — товар Инновации
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Торговый двигатель Рунета
Е-commerce остается главным драйвером цифровизации России, но все большую роль в развитии Рунета играют проекты государства.
Фото: Getty Images Russia

Экономика Рунета превысила 2 трлн руб., ее аудитория — 90 млн человек, говорится в исследовании Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) «Экономика Рунета». По словам главного аналитика РАЭК Карена Казаряна, российский сектор Сети растет в среднем на 11% в год. Аудитория, которая сопоставима с населением Германии, позволяет России входить в десятку мировых лидеров цифровой экономики рейтинга Digital Society Index британской Oxford Economics.

Семь из десяти россиян пользуются интернетом хотя бы раз в месяц, а к 2020 году 85% граждан будут иметь доступ к Сети (данные РАЭК). По данным британской Dentsu Aegis Network, Россия занимает по уровню доверия граждан к цифровой экономике девятое место в мире. В первой тройке — Китай, Германия и Великобритания. По вовлеченности мы седьмые, лидеры здесь США, Великобритания и Германия.

Главным драйвером роста отечественной цифровой экономики по-прежнему остается e-commerce. Доля электронной торговли товарами и услугами в цифровой экономике составляет 36%, по данным РАЭК. В прошлом году этот сегмент вырос более чем на четверть (на 26%) и достиг 1,7 млрд руб.

35% мирового рынка e-commerce занимает Китай. По оценке американской Morgan Stanley, объем рынка онлайн-торговли КНР еще в 2013 году обогнал США с их $255 млрд и достиг $314 млрд.

Уверенному росту дистанционного предпринимательства в первую очередь способствует доступность высокоскоростного интернета даже в отдаленных регионах, говорит управляющий партнер группы компаний «220 Вольт» Алексей Федоров. Потребители не готовы тратить много времени на текущие бытовые покупки, добавляет он: «В стране стремительно меняется темп жизни, возрастает мобильность». Мобильные гаджеты — один из главных драйверов роста электронной коммерции. (Подробнее о развитии мобильной e-commerce читайте на с. 10.)

Торговля без границ

Большая часть роста рынка e-commerce сегодня — трансграничная торговля. Причем международная онлайн-коммерция опережает по темпам локальный рынок, говорится в исследовании РАЭК. Доля внутренней торговли в общем объеме рынка e-commerce в отличие от импортных поставок снижается. Больше половины трансграничного оборота онлайн-торговли приходится на Китай. «Зарубежные площадки сформировали экосистему доступных интернет-покупок, позволяющую рядовому гражданину поэкспериментировать с небольшими средствами, даже с учетом риска получить некачественный товар или потерять их вовсе», — объясняет Алексей Федоров.

По прогнозам Morgan Stanley, через пять лет российский рынок электронной коммерции вырастет более чем в два с половиной раза — с 1,292 трлн руб. в 2018 году до 3,491 трлн руб.

На покорение российского рынка претендуют и совместные международные проекты с участием крупнейших отечественных интернет-компаний — «Яндекса» и Mail.Ru Group, отмечают в Morgan Stanley. В апреле 2018 года «Яндекс» и Сбербанк закрыли сделку по созданию совместного предприятия за 60 млрд руб., а Mail.Ru Group, Alibaba, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и «МегаФон» договорились создать совместное предприятие в сфере e-commerce.

За интегрированными цифровыми платформами будущее, считает эксперт Института экономики, математики и информационных технологий РАНХиГС Александр Черкавский. Однако поддерживать креатив на рынке, по его словам, продолжит рост числа стартапов — большинство из тех, что выжили, поглощаются отраслевыми гигантами.

По данным РАЭК, e-commerce лидирует в экосистеме технологического предпринимательства в России по количеству стартапов: 15% новых небольших технологических компаний развиваются именно в области электронной коммерции (для сравнения: 13% — на рынке финтеха).

Прозрачность государства

Но Рунет — это не только e-commerce. Аналитики РАЭК выделяют семь главных «хабов» — точек развития, которые оказывают значительное влияние на всю цифровую экономику. Это государство и общество, маркетинг и реклама, финансовый и торговый сектор, собственно инфраструктура и связь, кибербезопасность и образование, рынок труда.

Все более ощутимую роль в развитии цифровой экономики играет государственный сектор — не только как законодатель и регулятор, но и как активный участник рынка, цифровизирующий все большее число своих услуг.

В России действует более 5 тыс. госпорталов. В 2017 году через них оказано 1,3 млрд услуг, а количество пользователей, по данным Минкомсвязи, выросло за прошлый год на 25 млн человек и достигло 65 млн. 5,4 млн пользователей ежемесячно пользуются госуслугами в мобильном приложении.

Создание Единой цифровой платформы — маркетплейса с качественным интерфейсом, который будет предоставлять сервисы для органов власти, граждан и бизнеса, по мнению аналитиков РАЭК, позволит унифицировать не только интерфейс, но и работу госструктур.

Своими цифровыми проектами государство решает ряд важнейших для отрасли задач, говорит Карен Казарян: оно способствует развитию инфраструктуры, системы идентификации пользователей, стимулирует малый и средний бизнес.

Именно компании с госучастием, например, являются главными провайдерами технологии интернета вещей (IoT) в России, отмечают в РАЭК. Согласно «дорожной карте» «Внедрение технологий интернета вещей в АПК» около 30% сельхозпредприятий должны использовать IoT к 2019 году. Порядка двух десятков пилотных проектов уже реализовано. В ближайшие год-два появятся первые лидеры внедрения IoT в АПК, которые покажут рост эффективности производства до 15–20%, прогнозируют эксперты Ассоциации интернета вещей (АИВ).

Все подключено

По данным АИВ, технологии IoT будут активно внедряться на транспорте, в частности в железнодорожных и грузовых автомобильных перевозках. Один из ярких примеров — система «Платон» и ГЛОНАСС, которые могут стать основой для создания федеральной сети интернета вещей, отмечают в АИВ.

Общий объем рынка интернета вещей в России сегодня — 85 млрд руб. (данные РАЭК). Инвестиции в оборудование, ПО, услуги и связь для создания решений IoT в России будут расти на 22% ежегодно и к 2021 году превысят $9 млрд.

Развитие инфраструктуры связи и увеличение количества подключенных к интернету пользователей и вещей будут основными драйверами экономики Рунета в ближайшие десять лет, считает Александр Черкавский. По его оценке, рост внутреннего рынка цифровой экономики в следующем году составит порядка 17–20% в денежном выражении, без учета трансграничной торговли и с долей инфляции от 4 до 6%. Рост продолжится, по его мнению, благодаря развитию электронной коммерции и сегментов SaaS, которые развиваются благодаря спросу на решения для снижения издержек и удешевлению бизнес-процессов.

Рунет продолжит рост, но уже не будет настолько взрывным, как в предыдущие годы, отмечает Карен Казарян: в 2019-м он составит не более 15% (не учитывая кросс-бордер). Темпы роста в 2017 году достигали 28%.

По словам директора по электронной коммерции «Связного» и «Евросети» Андрея Полончука, принципиально важно, чтобы регулятор создавал не только регламентационные, но и инкубационные условия для цифрового бизнеса: новые инфраструктурные проекты на базе финансовых технологий, единые конкурентные условия на внутреннем рынке для всех игроков электронной коммерции.

Если государство обеспечит регулирование международного уровня для увеличения конкурентоспособности российских игроков на зарубежных рынках и откажется от политики протекционизма, то Россия вполне способна вырваться в ближайшие десять лет в лидеры по объему цифрового рынка, предполагает эксперт. Основными сдерживающими факторами сегодня являются слабая покупательная способность, дифференциация уровней дохода, а также перекредитованность населения, считает Андрей Полончук.

По его мнению, новыми драйверами могут стать рост покупательной способности и развитие онлайн-продаж в регионах, выход на рынок крупных игроков и новые консолидации, а также трансформация потребительского поведения.

«Новое поколение потребителей не покупает дорогие автомобили и жилье, а в основном арендует их. У них остается больше финансов на приобретение электроники, одежды, пользование сервисами каршеринга, для развлечений и путешествий», — отмечает Андрей Полончук.


«Цифра» с подачи правительства

Россия далеко не единственная страна, где роль государства в развитии цифровой экономики играет ключевую роль. Именно с подачи правительства Индии, например, страна может добиться серьезного цифрового рывка, считают аналитики Morgan Stanley. По данным отчета India’s Digital Future, к 2027 году экономика развивающейся страны может переместиться с седьмой по размеру экономики позиции в мире на третью с объемом ВВП $6 трлн, говорится в исследовании. Цифровизация может сделать Индию самой быстро растущей экономикой в следующие десять лет. Началом цифровой революции в Индии стал, например, запуск в 2010 году программы биометрической идентификации Aadhaar. В цифровой базе данных правительства зарегистрировано большинство из 1,3 млрд населения, они получают доступ к собственным JanDhan-счетам, субсидиям и государственным услугам. По данным Министерства электроники и информационных технологий Индии, сейчас идентификатор есть у 99% взрослого населения. Учитывая, что до недавнего времени у многих индийцев не было даже свидетельства о рождении, не говоря уже о банковском счете, это огромный шаг в будущее.