Смартфон — деньги — товар
Материалы выпуска
Торговый двигатель Рунета Рынок «Цифровизация требует перепрофилирования кадров» Решения Цифровой актив Инструменты «Инновации развиваются, пока не нужно брать на них разрешение» Инструменты Бизнес в кругу друзей Инструменты «Применение ИИ расширяет наши знания о самих себе» Экспертиза Смартфон — деньги — товар Инновации
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Смартфон — деньги — товар
По мере распространения доступных и производительных смартфонов мобильная коммерция (m-commerce) становится самым перспективным каналом для продаж в интернете.
Фото: Getty Images Russia

В прошлом году аудитория мобильного интернета в России впервые превысила десктопную аудиторию, отмечают авторы отраслевого доклада «Интернет в России», подготовленного Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК). 61% населения, или 75 млн человек, пользуются интернетом через мобильные устройства хотя бы один раз в месяц. Только мобильным пользуются 20% населения.

Сегмент e-commerce в прошлом году вырос на 28% и достиг 901 млрд руб., сегмент онлайн-платежей, второй по объему рынка, увеличился на 19%, до 817 млрд руб., отмечают аналитики РАЭК. Одним из драйверов роста интернет-торговли является мобильная коммерция.

Мобилизация торговли

«Современные доступные смартфоны малоотличимы по функциональности от более дорогих аналогов, поэтому большое количество пользователей выбирают их в качестве основного девайса, в том числе для совершения покупок», — говорит управляющий партнер ГК «220 Вольт» Алексей Федоров. Мобильная коммерция уже достигает половины всего объема e-commerce и будет стабильно увеличивать свою долю, считает он.

Разница аудитории мобильных устройств в мегаполисах и небольших населенных пунктах не очень велика: в городах с населением более 700 тыс. жителей она составляет 67%, в городах до 100 тыс. — 53%. Но больше половины денежного оборота e-commerce пока приходится на четыре региона: Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области.

По данным международной компании Nielsen, 50% российских потребителей владеют смартфонами, 10% пользуются мобильным банкингом. То есть у аудитории есть возможность покупать в Сети через смартфон.

Хотя при совершении заказа российские пользователи все еще отдают предпочтение ноутбукам и десктопам, как показал опрос PayPal и Data Insight, в 2017 году 13,4% респондентов при последнем заказе в интернете совершали его через сайт онлайн-магазина с помощью смартфона, 12,3% ответивших использовали мобильное приложение.

35% покупок, доставляемых в постаматы, совершается через смартфон, в 2016 году этот показатель составлял 30%, ссылается на данные международной группы GfK CEO компании PickPoint Надежда Романова.

Подтверждает мобильный торговый бум и статистика агрегаторов туристических услуг. По данным Дмитрия Хаванского, менеджера по развитию Skyscanner в России, в 2018 году почти половина пользователей сайта нашли авиабилеты именно с помощью приложения или его мобильной версии: «За последние два года мы зафиксировали увеличение количества бронирований российских пользователей в приложении больше чем на треть (36%). Мобильная версия выросла на четверть (26%), в то время как популярность десктоп-версии снизилась на 17%».

Мировой тренд

Число пользователей мобильных телефонов в мире составило в 2018 году 5,2 млрд человек, или 68% населения Земли, что на 4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (данные доклада РАЭК «Интернет в России»).

По данным американской eMarketer, глобальные продажи в сегменте m-commerce в 2017 году выросли на 40,3%, до $1,357 млрд. Это 6% от общего объема розничных продаж. Общий объем продаж розничной электронной торговли в мире по итогам того же периода достиг $2,304 млрд, при этом на долю сегмента m-commerce приходилось 58,9% онлайн-продаж.

Ожидается, что динамика роста мобильных продаж останется высокой, но будет постепенно замедляться, до 22,2% в 2021 году.

Однако поведение россиян в мобильных магазинах несколько отличается от действий зарубежной аудитории. Большинство покупок с мобильных устройств, как отмечают авторы совместного исследования «Яндекс.Маркет» и GfK, российскими пользователями совершается все-таки на интернет-сайтах продавцов. Мобильными приложениями люди пользовались только в 27% случаев. С зарубежными магазинами ситуация обратная: там 80% покупок со смартфонов и планшетов было сделано через приложения.

Омниканальность

«Не стоит рассматривать мобильную коммерцию как отдельную часть ретейла, — говорит руководитель отдела рекламы компании Wildberries Егор Пчелинцев. — Мобильная среда продолжает развиваться, разница в возможностях между различными устройствами размывается».

Использование сразу нескольких каналов продаж дает ретейлерам самую высокую совокупную прибыль — 7% общего количества клиентов и 27% всех продаж, подтверждают цифрами эту точку зрения аналитики РАЭК.

«Люди начинают свой customer journey в каналах m-commerce, а завершают в десктопной версии интернет-магазина», — говорит директор по электронной коммерции «Связного» и «Евросети» Андрей Полончук. Однако в довольно большой массе товарных категорий, по его словам, уже сейчас преобладают исключительно мобильные интерфейсы — каршеринг, такси, доставка еды. К 2020 году объем продаж m-commerce в денежном выражении сравняется с e-commerce и, по сути, может стать самостоятельным сегментом торговли, считает Андрей Полончук.

Стимулировать развитие российской m-commerce будет в том числе привыкание потребителей к возможности осуществлять платежи с мобильных устройств, считает Дмитрий Хаванский.

На сегодняшний день порядка 67% покупателей предпочитают оплачивать заказы по факту их получения, отмечает Надежда Романова. Если на текущую динамику развития не будет оказано существенного макроэкономического либо законодательного влияния, то в конце 2019 года мы увидим прирост на уровне 20–25% к предыдущему году, прогнозирует эксперт.

Для развития рынка m-commerce необходимо вести просветительскую работу с аудиторией, считает Дмитрий Хаванский: «В стране проживает много людей старшего поколения, которым нелегко осваивать современные технологии. Это является одним из сдерживающих факторов».