«Одна из наших задач — стопроцентная информация о происхождении продукта»
Материалы выпуска
Общество устойчивого развития Рынок «Я оптимист и надеюсь, что Арктический саммит состоится в следующем году» Решения Круговорот пластмасс в хозяйстве Инновации «У российских металлургов есть запрос на лучшие экологические решения» Инструменты «Для качества в будущем нужно повышать экологичность продукции сегодня» Инструменты «Одна из наших задач — стопроцентная информация о происхождении продукта» Инструменты «В Финляндии всячески поддерживается использование ВИЭ в обогреве зданий» Решения Чистая работа Инновации
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Одна из наших задач — стопроцентная информация о происхождении продукта»
Как правильно утилизировать негодный к употреблению хлеб и сделать упаковку более экологичной, РБК+ рассказал глава российского подразделения финской компании Fazer Владимир Калявин.
Фото: Юрий Чичков для РБК

— Что вы вкладываете в понятие «устойчивое развитие» компании продовольственного сектора?

— Устойчивое развитие в моем понимании — это ответственное производство продуктов, из которых легко сделать здоровый выбор для себя и окружающего мира. Еда — очень важный фактор, влияющий на качество жизни, и в том числе на работу мозга. Группа Fazer ведет разработки в этом направлении, и в России мы пользуемся результатами этих исследований для разработки новых продуктов. В том числе мы создаем хлеба для сбалансированного питания, хлеба с пониженным содержанием сахара или вообще без него. Если говорить о производстве, то мы ведем постоянную работу над увеличением эффективности производства — снижением энергопотребления, сокращением отходов, увеличением доли перерабатываемых отходов. Немалое внимание уделяем обучению сотрудников. Большое значение имеет работа с поставщиками сырья. В Финляндии и Швеции зерно закупается у большого количества фермеров, с которыми проводятся занятия, призванные сделать процесс производства зерна более ответственным. В России другая ситуация: даже очень крупным производителям тяжело работать напрямую с фермерами с точки зрения логистики в масштабах нашей территории.

— Проблема отрасли — возвраты продуктов со стороны розничных сетей. Как вы ее решаете?

— В Финляндии и Швеции хорошо развита индустрия биогаза, который используется как топливо. Возвращенные продукты отправляются в такие компании. В России мы работаем с контрагентами, которые занимаются производством кормов для животных.

— Обсуждается ли возможность замены материалов упаковки хлеба — одного из ваших главных продуктов?

— Влияние самой упаковки на окружающую среду, как части всего процесса производства и доставки хлеба, ингредиентов, — это 2–5%. Если же продукт испортится из-за некачественной упаковки, то влияние увеличивается в десять раз. Таким образом, правильные решения по упаковке и корректно подобранный размер снижают количество отходов. При запуске новых продуктов мы внимательно смотрим, например, на количество цветов в упаковке. Чем их меньше, тем проще она перерабатывается впоследствии, а значит, меньше объем выброса СО₂ в воздух. Мы сдаем упаковку на переработку, на наших площадках стоят контейнеры, чтобы сотрудники при желании могли принести пленку из дома и сдать ее. Сейчас наша цель — это не создание дорогой биоразлагаемой упаковки, а максимальное использование пригодных для переработки материалов.

— Как вы работаете с поставщиками, учитываете ли экологичность их производства?

— Все наши контрагенты знают, что при равных коммерческих условиях предпочтение отдается поставщикам, имеющим сертификацию по системам экологического менеджмента ISO 14001. Кроме того, все наши поставщики добросовестные, мы проверяем у них наличие внедренных принципов HАССP (система, предусматривающая управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность пищевых продуктов), которые косвенно включают и обращение с отходами.

Одна из наших задач была добиться 100-процентной отслеживаемости происхождения какао, которое мы используем в производстве шоколада, а в российских хлебопекарнях, например, при изготовлении шоколадных пряников. Эта амбициозная цель была достигнута в 2017 году.

— Всегда ли потребители готовы платить за новое?

— Вы затронули больную для любого новатора и хлебопека тему. Мы говорим, что очень уважаем хлеб. Но, судя по готовности за него платить, мы его чуть меньше уважаем, чем другие продукты. Средняя цена на хлеб в России в разы отличается от средней цены хлеба за килограмм в Финляндии. В Fazer мы работаем с качественными поставщиками сырья, проводим регулярные аудиты, модернизацию оборудования, сертификацию по всем стандартам. Около 90% наших линий оборудованы рентгеном и металлодетектором, чтобы избежать рисков. Важно, чтобы потребители осознавали, какие усилия и инвестиции определяют цену на качественный и ответственно произведенный хлеб.