Решения , Весь мир ,  
0 

Коридор на весь мир

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС
В России должна появиться транспортная система с магистральными коридорами, которые объединят ныне разрозненные участки в единую международную сеть. Решаемая властями задача фактически носит статус нацпроекта.

В конце ноября премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минтрансу РФ и другим министерствам внести в правительство проект федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках». Таким образом, дан старт документу, который должен стать основой для формирования единого транспортного пространства в стране. Задача оказалась в числе приоритетных в «Стратегии развития транспорта в России до 2030 года». Властями обозначены две основные цели: обеспечение собственной экономики эффективной транспортной инфраструктурой и создание условий для интеграции в мировое транспортное пространство. Эксперты полагают, что до конечной цели еще далеко, однако отдельные регионы — в первую очередь Москва — двигаются в нужном направлении.

Звенья одной цепи

«Стратегия развития транспорта в России до 2030 года» была принята десять лет назад. Как сказано в документе, основная цель развития единой системы сообщений — экономика страны и ее граждане должны получать качественные и конкурентоспособные транспортные услуги. В числе приоритетов назывались создание единого транспортного пространства страны с эффективной инфраструктурой, доступность транспортных и логистических услуг для грузовладельцев всех типов, интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны.

Первый этап реформы формально завершился в 2015 году и предполагал модернизацию транспортной системы методами целевого инвестирования, устранение «узких мест» и переход к системному комплексному развитию по всем ключевым направлениям. Второй этап подразумевает инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям до 2030 года.

По мнению идеологов реформы, анализ мировых тенденций развития транспорта показывает: ни одна страна не способна контролировать экономические риски, не имея сильных транспортных позиций. В свою очередь, транспортное обеспечение новых центров социально-экономического развития страны означает «формирование прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему, расширения доступа российских поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки, усиления роли России в формировании международной транспортной политики и превращения экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны».

По мере развития транспорта его отдельные модули должны органично связываться между собой, говорит заведующий лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС Юрий Пономарев. Он приводит пример морских портов, где грузы перемещаются с железнодорожных составов на суда и наоборот, и транспортно-логистических центров, где подобное перемещение товаров и сырья обычно происходит между железнодорожным и автомобильным транспортом.

При этом в некотором смысле единая транспортная сеть имеется в стране уже сейчас, и главный вопрос — в технологической возможности осуществления бесперебойной перевалки грузов и пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой. «Практически все крупнейшие грузовые перевозчики в той или иной степени занимаются трансмодальными или комбинированными перевозками. Особенно удобно развивать это направление на базе контейнерных перевозок, так как контейнер удобнее всего перегружать с одной платформы на другую. В результате груз всегда можно доставить непосредственно от поставщика на адрес заказчика, используя комбинацию из железнодорожного, морского и автомобильного видов транспорта», — рассуждает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.

Система мультимодальных перевозок быстро развивается, отмечает эксперт. Значительная часть экспортных и импортных поставок уже осуществляется с использованием двух или трех видов транспорта. «Данный бизнес на подъеме. Этому способствуют развитие транспортных магистралей, рост парка судов, вагонов и автомобильных траков, строительство и модернизация портов и железнодорожных пунктов перевалки, мультимодальных логистических центров. Развитие коммуникационных сетей и информационных технологий, позволяющих оперировать массивами данных, состыковывать время прибытия, перегрузки и отправления и в реальном времени отслеживать перемещения грузов, придает импульс развитию логистики интермодальных перевозок», — добавляет Алексей Калачев.

Москва пассажирская

Столичные власти дальше других пошли по пути интеграции транспортных потоков, но не грузовых, а пассажирских. Создание единых транспортных узлов и интеграция различных видов транспорта в городе — одна из главных задач городского правительства, решение которой позволяет обеспечить практически бесперебойное функционирование в ежедневном режиме многомиллионного пассажиропотока.

Вот некоторые примеры. Более 1,12 млн человек воспользовались железнодорожной станцией Окружная с момента интеграции Московского центрального кольца (МЦК) с Савеловским направлением Московской железной дороги (МЖД), таковы данные заммэра Марата Хуснуллина. А с момента открытия платформы Ленинградская на Рижском направлении ею воспользовались более 610 тыс. человек.

В декабре 2018 года стало известно, что в Москве создается один из крупнейших в Европе транспортно-пересадочных узлов — «Рязанская», который совместит две железнодорожные платформы, две станции метро с общим названием «Нижегородская улица», а также остановочные пункты автобусов. Предполагается, что после ввода в эксплуатацию всех объектов новым узлом будут пользоваться 400 тыс. пассажиров в сутки, что сопоставимо с пассажиропотоком Комсомольской площади с ее тремя вокзалами. Общая площадь участков всех объектов в составе транспортно-пересадочного узла, частично расположенного в границах промзон «Серп и Молот» и «Карачарово», составит около 30 га. На сегодняшний день уже запущена одна из составляющих ТПУ — станция МЦК Нижегородская, на нее можно попасть со стороны Рязанского проспекта. Новая станция будет интегрирована в федеральную железнодорожную сеть. «Когда РЖД завершат строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань, вполне возможно, что поезда будут останавливаться и на платформе Карачарово. В Москве появится еще один вокзал», — уверен мэр Москвы Сергей Собянин. Помимо этого городские власти совместно с руководством РЖД рассматривают возможность организации в составе ТПУ «Рязанская» стартовой станции высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Пекин.

Как отмечает советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов, в области пассажирского сообщения в масштабах страны объединение возможно и на уровне сотрудничества отдельных компаний. Так, уже обычной практикой является продажа единого билета на сложный маршрут, например авиаперелет плюс аэроэкспресс.

Рыночный расклад Весовые категории сошлись на рельсах
Скачать Содержание
Закрыть