«Вопросы деловой этики требуют большего вовлечения бизнес-сообщества»
Материалы выпуска
Мораль с прибылью Решения Дисциплина цифровой эпохи Инновации «Вопросы деловой этики требуют большего вовлечения бизнес-сообщества» Экспертиза Топ-скандал: как ошибки гендиректоров вредят компаниям Рынок
Экспертиза
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Вопросы деловой этики требуют большего вовлечения бизнес-сообщества»
О воспитании осознанного понимания деловой этики у сотрудников и партнеров бизнеса РБК+ рассказал вице-президент по деловой этике и комплаенсу компании «ВымпелКом» Ильсур Ахметшин.
Фото: Пресс-служба

— Как бы вы оценили бизнес-среду в России? Можно сказать, что в стране сформировалось некое бизнес-сообщество со своими правилами и этикой ведения бизнеса?

— Определенно в России сложилась своя бизнес-среда, и в некотором роде этика ведения бизнеса, конечно, тоже есть. Вопрос об уровне этой этики. Когда мы говорим об этике бизнеса, речь идет о зрелости компании, об определенном этапе ее развития. Интересно, например, понаблюдать, как сам термин «этика» попадает в корпоративные титулы. Ethics and compliance officer — всем известный титул на Западе, он не требует каких-либо пояснений в Европе и уж тем более в Америке. В России подобных специалистов на уровне топ-менеджмента практически нет, в титулах менеджеров трудно найти слово «этика». И это показатель проникновения этических элементов в культуру компании и в принципы управления.

Однако тема деловой этики сейчас приобретает невиданный размах из-за растущего количества корпоративных инцидентов, связанных с неэтичным поведением руководителей крупных зарубежных компаний. Последствиями неэтичного поведения становится не просто потеря репутации, но и банкротство.

Российский бизнес, сталкиваясь с теми же проблемами, что и западные коллеги, тоже постепенно пересматривает свое отношение к системе комплаенса и необходимости соблюдения этических принципов ведения бизнеса.

Крупный бизнес уже уделяет внимание установлению этических норм поведения бизнеса: теперь не только соблюдение норм законодательства и честная конкуренция, но и этичное поведение становятся неотъемлемой частью работы компаний. Прозрачные и открытые этические правила представлены, например, в «Яндексе», X5 Retail Group, Объединенной металлургической компании и других. Это повышает лояльность и клиентов, и бизнес-сообщества. Это позволяет эффективнее приводить возникающие конфликты к урегулированию, так как все стороны обращают внимание на этические принципы компании.

— Что вы вкладываете в понятие «деловая этика»? Какая роль отводится этике в системе комплаенса?

— Понятие «комплаенс» фактически означает соответствие действий компании и ее сотрудников внутренним и внешним законам и стандартам. И комплаенс, и правила деловой этики помогают избежать ситуаций, в которых внутренний конфликт организации становится общеизвестным и несет репутационные риски. Однако необходимо различать следование нормам права и этику бизнеса.

Например, мы в компании для себя выбрали определенную парадигму честности. В первую очередь это абсолютное неприятие коррупции в бизнесе на всех уровнях. Но коррупция регулируется в том числе законодательством. Вопросы деловой этики более тонкие. Их тоже можно и нужно унифицировать и вместить в рамки кодекса этики или кодекса поведения, но они будут отличаться от юридически установленных правил. Невозможно предусмотреть все этические ситуации, которые могут возникнуть.

Поэтому комплаенс — это больше о соблюдении письменных, в том числе чисто законодательных правил, этика — это о соблюдении правил скорее неписанных. Помимо внешне установленных норм у каждого из нас есть еще другие, собственные внутренние моральные установки. Правильно организованная этическая функция в компании обращается именно к этим глубинным человеческим качествам.

Корпоративная этика нужна для того, чтобы работники и менеджеры соблюдали этические принципы, а также правила и законы не под давлением и не из страха быть наказанными, а потому что так поступать хорошо, правильно, честно и этого от нас ожидают семьи, родители, клиенты и, в конце концов, государство и общество.

— Какие инструменты могут быть использованы для воспитания у сотрудников, менеджеров этических норм бизнеса?

— Развитие этической культуры — стабильная долгосрочная стратегия. Одно из направлений нашей комплаенс-программы — это развитие лидерских качеств руководителей не только в бизнес-процессах, но и в деловой этике. В западной корпоративной этике есть понятие tone at the top — то есть правила поведения, задаваемые руководителем. Развитие этических качеств у лидеров бизнеса — один из способов воспитания всей команды.

В этом году мы запустили проект по развитию культуры честности и поддержки высоких этических стандартов — «Время Ч», или «Время честности». Направление «Этическое лидерство» программы, в частности, предусматривает проведение открытого обсуждения этических вопросов в коллективах компании. Этическое обучение средних и младших менеджеров включает по меньшей мере пять базовых этических принципов: умеренность, ответственность, справедливость, ориентация на человека и честность.

Совместно с Высшей школой экономики и Ассоциацией этики бизнеса и КСО мы подготовили новый образовательный курс, и уже в декабре состоится первый выпуск — 10 наших менеджеров получат удостоверения государственного образца по дополнительному профессиональному образованию «Управление этикой в компании».

Кроме того, в течение ближайших шести месяцев мы проведем серию мастер-классов, лекториев, онлайн-курсов и конференций как для сотрудников «Билайна», так и для наших партнеров. Для нас принципиально, чтобы принятой в компании этики придерживались и те компании, с которыми мы работаем на рынке.

— Этически ответственный крупный бизнес может влиять на развитие культуры у небольших компаний?

— «Билайн» не только работает над улучшением и поддержкой этического климата внутри своей компании. Мы готовы выступить примером и стимулировать предпринимателей на ведение честного бизнеса. Проект «Время Ч» направлен на развитие культуры взаимоотношений в целом: правильно вести бизнес, соблюдать законы, не давать взяток, правильно взаимодействовать с партнерами по бизнесу, поставщиками, заказчиками и сотрудниками.

Более того, у нас есть кодекс поведения поставщика, который предусматривает соблюдение партнерами наших этических принципов, в первую очередь антикоррупционных. Сегодня это, пожалуй, одна из самых актуальных проблем в бизнесе.

Мы надеемся с помощью развития этической культуры укрепить в сознании наших собственных сотрудников и работников наших партнеров, что взятки, откаты — это неэтично и не только противозаконно, но и осуждается с моральной точки зрения.

— Новое поколение отличается в своих представлениях об этике. Какие подходы вы используете к молодым сотрудникам компании?

— Поколение Z в стремлении изменить мир предъявляет высокие требования к этике бизнеса и персональной ответственности. Через несколько лет они станут основной платежеспособной частью населения, и уже сейчас бизнес прислушивается к их мнению. Важно, чтобы новые сотрудники компании — особенно представители поколения Z, для которых любой этический конфликт может быть воспринят как трудовой и наоборот, — правильно понимали нормы этики бизнеса и корпоративной культуры компании. Чтобы привлечь внимание молодой аудитории, нужно действовать их методами и использовать привычные им площадки. Поэтому мы, например, создали виртуального героя под ником Ярослав Честный, который в нашей корпоративной сети общается с сотрудниками, помогает им разобраться в вопросах бизнес-этики. Проект «Время Ч» направлен в том числе на работу с молодой аудиторией. В этом смысле онлайн-тренинги по кодексу корпоративной этики можно рассматривать как адекватный инструмент диалога с молодежью. Также будет к месту инфографика и другая визуализация информации, демонстрирующая деловые этические стандарты.

Мы надеемся, что, опираясь на наш опыт, другие компании тоже включатся в работу по развитию культуры деловой этики. Необходимо формировать как личные ценности сотрудников компаний, так и стимулировать деловое сообщество страны на вовлечение в новую культурную среду, в честный бизнес.