Мораль с прибылью
Материалы выпуска
Мораль с прибылью Решения Дисциплина цифровой эпохи Инновации «Вопросы деловой этики требуют большего вовлечения бизнес-сообщества» Экспертиза Топ-скандал: как ошибки гендиректоров вредят компаниям Рынок
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Мораль с прибылью
Российский бизнес, ориентируясь на опыт западных коллег, стремится играть по правилам. Отечественные компании стали ставить в приоритет не только извлечение прибыли, но и этичность принимаемых решений.
Фото: Getty Images Russia

Расходы на управление предприятиями, риски и комплаенс-менеджмент бизнеса во всем мире к 2025 году увеличатся до $64,61 млрд при среднегодовых темпах роста 12,8%, прогнозируют авторы исследования Enterprise Governance, Risk and Compliance американской Grand View Research. В 2017 году, по данным исследовательской группы, эти расходы составили $24,7 млрд. Речь идет о той части управления и контроля в организации, которая связана с соблюдением требований законодательства, правил и стандартов надзорных органов, а также принятых в обществе кодексов поведения во избежание юридических санкций, финансовых или репутационных рисков.

Сценарии корпоративного управления претерпевают изменения, компании формируют культуру ведения бизнеса, которая бы определяла стандартные операции и размеры допускаемых рисков, говорится в исследовании Grand View Research.

Кризис для развития

Первые дискуссии об этике ведения бизнеса — например, о недопустимости подделки лекарств и выпуска вредных для здоровья продуктов питания — начались в США и Европе еще в начале XX века, говорит проректор Российской академии народного хозяйства и государственного управления при Президенте РФ Сергей Мясоедов. Но как часть администрирования бизнеса комплаенс-менеджмент, по его словам, сформировался только в начале 2000-х. На его формирование повлияли крупные коррупционные скандалы, а «катарсисом», заставившим по-новому взглянуть на этику бизнеса, стало разорение крупнейших инвестиционных фондов США и всего мира перед рецессией 2008 года. Тогда компании собирали деньги у инвесторов и необоснованно рисковали ими в погоне за краткосрочными доходами. Мировой кризис вскрыл этот финансовый нарыв, в результате много людей оказались на грани банкротства. Отправной точкой перехода мирового кризиса в острую фазу принято считать разорение американской инвестиционной компании Lehman Brothers, до 2008 года — четвертой в мире по величине привлеченных капиталов. Расследование показало, что в компании регулярно завышали показатели, использовали перекредитование для создания иллюзии финансового благополучия. Обвал ипотечного кредитования привел сперва к объявлению о крупных потерях — около $2,8 млрд, а затем и к банкротству финансового гиганта. «После этого весь мир и заговорил о комплаенсе», — говорит Сергей Мясоедов.

Сегодня комплаенс — внешнее обязательное требование для всех, отмечает доцент кафедры этики МГУ, кандидат философских наук Татьяна Пороховская. Существуют единые международные стандарты по социальной ответственности бизнеса и по комплаенсу (контролю за соответствием компании законам и корпоративному кодексу). И, соответственно, нефинансовая отчетность по этим направлениям деятельности в крупных компаниях.

Бизнес начинает с минимизации рисков и потерь, но затем осознает стратегическую важность этики как элемента управления, отмечает директор Russian Business Ethics Network, доцент НИУ ВШЭ Максим Сторчевой. Можно соблюдать закон формально и быть при этом неэтичным, замечает он. Но дальновидные компании стремятся опережать закон и устанавливают для себя более высокие этические требования, чем требуется, говорит Максим Сторчевой. «Как правило, это приносит стратегические преимущества, поскольку повышает лояльность потребителей и работников. Но на данном уровне развития компания уже перестает думать о непременной материальной выгоде. Она просто хочет быть хорошей», — объясняет эксперт.

Согласно исследованию американского институт Ethisphere, финансовые успехи и этическая составляющая тесно связаны между собой — компании, соблюдающие принципы деловой этики и становившиеся лауреатами списка «Самые этичные компании в мире», за пять лет добились роста акций на 10,72% — выше, чем в среднем по рынку.

Ethisphere Institute с 2007 года ежегодно на основе специально разработанной методики составляет собственный рейтинг самых этичных компаний. В него входят Dell, Adobe, Intel, Nokia, L’Oreal, Nikon и другие всемирно известные бренды. Но в рейтинге пока нет ни одной российской компании.

Российские правила

Впрочем, по словам вице-президента, директора по комплаенсу ПАО «ВымпелКом» Ильсура Ахметшина, и в России ситуация меняется: «Не только соблюдение норм законодательства, но и этичное поведение становятся неотъемлемой частью деятельности наиболее крупных игроков рынка». Прозрачные и открытые этические правила представили, например, в «Яндексе», X5 Retail Group и других компаниях. Это повышает лояльность и клиентов, и бизнес-сообщества к таким организациям и позволяет урегулировать конфликты эффективнее, так как все стороны сразу видят принципы компании. Но этика бизнеса — направление очень молодое, говорит Ильсур Ахметшин: «Каждой компании приходится для себя формулировать свою этическую политику».

Первой отраслью в нашей стране, в которой в конце XX века началось внедрение комплаенс-менеджмента, было банковское дело. Сам термин «комплаенс» также впервые был применен в официальном документе в банковской сфере — в письме Банка России от 2 ноября 2007 года.

Далее система комплаенса эволюционировала в общепринятое в бизнесе противодействие мошенничеству и соблюдение регуляторных и этических требований, отмечает руководитель направления исследований и консалтинга Центра управления благосостоянием и филантропии Московской школы управления «Сколково» Андрей Шпак.

Комплаенс входит в обязательные программы продвинутых программ бакалавриата и магистратуры по бизнесу и менеджменту, говорит Сергей Мясоедов. В ИБДА РАНХиГС, Высшей школе бизнеса Санкт-петербургского университета, Школе бизнеса и экономики Екатеринбургского госуниверситета этот предмет либо выделен в отдельный курс, либо является частью более объемных курсов по бизнес-этике и социальной ответственности бизнеса. Кроме того, вопросы комплаенса обязательно рассматриваются в рамках курсов по управленческому учету и налогообложению. В большинстве ведущих зарубежных школ бизнеса, по словам Сергея Мясоедова, этот курс также обязательно присутствует.

Не только менеджеров, но и рядовых сотрудников необходимо обучать этическим нормам бизнеса, разъяснять им тяжесть возможных последствий, чтобы предотвратить неумышленные нарушения, считает генеральный директор компании «Ви Ар Ресеч» Андрей Суздальцев. «Отсутствие норм и обучения порождает «серую зону», и даже один инцидент может разрушить репутацию компании», — подчеркивает он.

Партнер EY, руководитель группы услуг по противодействию мошенничеству и разрешению споров в СНГ Денис Королев отмечает, что нормативы, регулирующие функцию комплаенса, должны быть утверждены официальным внутренним документом компании. Служба комплаенс-контроля должна иметь достаточное ресурсное обеспечение и неограниченный доступ к внутренней информации, а также достаточный опыт взаимодействия с регуляторами и контролирующими органами, считает Денис Королев.

Исследование «Бенчмаркинг юридической функции», проведенное российским филиалом международной компании PWC Legal, показало, что этические нормы сегодня в российских компаниях определены более чем в 20 различных документах — таких, например, как кодекс этики, политики по урегулированию конфликтов интересов, по работе с персональными данными, по информационной безопасности, а также в отношении подарков и представительских расходов.

Одни относятся к этим стандартам как к неизбежной обязанности, другие всерьез озабочены нравственным поведением своих работников, что порождает определенные меры их стимулирования, отмечает Татьяна Пороховская.

О зрелости бизнеса в области комплаенса и бизнес-этики говорит и место комплаенс-менеджмента в структуре компании. Как показало исследование PWC Legal, чаще всего — в 28% случаев — направление находится в ведении руководителя юридического отдела, в 13% — генерального директора компании. В этом плане интересен пример компании «ВымпелКом», где введена отдельная должность в топ-менеджменте — вице-президент по комплаенсу.

Будущие вызовы

Роль комплаенса будет только возрастать, поскольку подрастающее поколение Z в своем стремлении изменить мир уже сейчас предъявляет высокие требования к этике бизнеса и персональной ответственности, считает Ильсур Ахметшин. Когда представители поколения Z станут сотрудниками компаний, их этические ценности будут вступать в противоречие с устоявшимися ценностями других поколений. Все возрастает количество скандалов, связанных, например, с неэтичной рекламой корпораций и высказываниями их менеджеров в соцсетях. Во многих видеороликах и постах, созданных работниками «традиционного» маркетинга, представители новой формации зачастую слышат расистское, сексистское или неприемлемое по другим причинам звучание.

Новая этика свойственна российским молодым предпринимателям, говорит Сергей Мясоедов: «Студенты с удовольствием занимаются социальным предпринимательством, помогают хосписам, идут в больницы, играют с больными детьми, причем действительно с удовольствием. Это приходит новое поколение».