Машиностроение берет разгон
Материалы выпуска
Инвестиции между двух столиц Рынок Тверские кейсы Инструменты В рабочем порядке Решения Приоритеты для бюджета Экспертиза Машиностроение берет разгон Инновации Коммунальная консолидация Решения Тарифы, технопарки и мосты: названы источники роста экономики в 2019 году Инструменты Снижение госдолга: как Тверская область добилась финансовой устойчивости Экспертиза
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Машиностроение берет разгон
Поддержка федеральных и местных властей создаст тверским вагоностроителям условия для развития, а экономике региона — точку роста.
Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости

В декабре 2018 года Торжокский вагоностроительный завод при содействии правительства Тверской области обрел нового собственника. Владельцем завода стал холдинг «Транспортные компоненты» (ХТК), который приобрел активы через дочернюю компанию КСК «Инвестиции» за 583 млн руб.

Торжокское предприятие с более чем столетней историей, специализирующееся на разработке и производстве электропоездов, а также грузовых и специализированных вагонов локомотивной тяги (в том числе для нужд Минобороны, «Роскосмоса» и «Почты России»), в 2016 году было признано банкротом, а его задолженность перед работниками по заработной плате превысила 80 млн руб. Теперь «предприятие возобновит хозяйственную деятельность при участии большой инвестиционной группы, которая нам знакома по взаимодействию с Тверским вагоностроительным заводом (ТВЗ). Эта деятельность будет связана с работой по пассажирскому подвижному составу. И, что очень важно, планируем закрыть задолженность по заработной плате перед работниками завода», — отметил глава региона Игорь Руденя.

До банкротства завода на нем работало около 800 человек.

В структуру ХТК входит несколько десятков предприятий, выпускающих детали для железнодорожного транспорта, а ключевым потребителем продукции выступает АО «Трансмашхолдинг» и его дочерняя структура — ТВЗ. Сейчас, помимо завода в Торжке, в активы ХТК на территории Тверской области входят девять производственных компаний.

Новый собственник планирует с января 2019 года начать освоение площади завода, провести комплексный аудит предприятия и урегулировать задолженность по заработной плате, а в дальнейшем — возобновить на площадке предприятия производство машиностроительной продукции. Предполагается, что на завод будет перенаправлена часть заказов «Трансмашхолдинга», по сообщениям СМИ, речь также может идти о ремонте скоростных поездов «Сапсан». По словам директора Института экономики и управления Тверского госуниверситета Давида Мамагулашвили, перезапуск завода поможет региону укрепить позиции на рынке отечественного вагоностроения. «Во многом это заслуга губернатора Игоря Рудени, который использует свой лоббистский потенциал в федеральных властных и бизнес-структурах для формирования и развития ключевых «точек роста» тверской экономики», — подчеркнул Мамагулашвили.

Работа по развитию машиностроения, которая проводится в Тверской области, способствует реализации федеральной стратегии в этой области.


Государственная стратегия

Задачей развития российского транспортного машиностроения является обеспечение потребностей транспортного комплекса страны в экономичной, высокоэффективной технике и диверсификации экспортного потенциала страны, говорится в стратегии развития отрасли до 2030 года, утвержденной правительством РФ в 2017 году. Приоритетными направлениями названо развитие высокоскоростного и тяжеловесного движения, а также внедрение интеллектуальных систем при эксплуатации грузового подвижного состава, а результатом — реализация потенциала внутреннего рынка с дальнейшей переориентацией продукции на зарубежные рынки.

Для этого предполагается активное использование мер господдержки, включая стимулирование локализации производства и обновления транспортного парка перевозчиками, субсидирование НИОКР и защиту на внешних рынках.


Меры поддержки

В августе нынешнего года правительство одобрило выделение из резервного фонда 2,1 млрд руб. на субсидирование части затрат по производству пассажирских вагонов, что позволит до 2022 года построить не менее 1 тыс. вагонов. Федеральные власти также уделяют особое внимание проблеме загрузки предприятий — например, отмена НДС на перевозки дальнего следования в 2016 году позволила РЖД значительно нарастить объемы закупок новой техники. Об этом, в частности, говорил президент Владимир Путин на встрече с работниками Тверского машиностроительного завода  в январе 2018 года. «Мы эту меру приняли до 1 января 2030 года, поэтому эти средства, которые высвобождаются для перевозчика, они должны быть направлены на приобретение подвижного состава и на его обновление. За этим правительство должно следить внимательным образом», — отметил глава государства.

Чуть ранее в ходе рабочей встречи с президентом РФ в декабре 2017 года губернатор Игорь Руденя поблагодарил Владимира Путина и отметил важность принятого решения. «Деньги, которые даст это обнуление ставки, как раз пойдут на развитие вагоностроения», — сказал Игорь Руденя, отметив, что ТВЗ дает региональной экономике «большой индекс роста».

Отрасль встает на рельсы

В рамках развития машиностроительной отрасли как одной из ключевых точек роста региональной экономики, продолжается и реализация соглашения о создании промышленного кластера предприятий метровагоностроения Московской и Тверской областей с использованием средств господдержки. Соответствующее соглашение между администрациями двух регионов и Ассоциацией предприятий промышленного кластера метровагоностроения было заключено в 2016 году. Оно предполагает реализацию трех проектов в сфере производства конструктивных элементов вагонов общей стоимостью более 1 млрд руб.; участниками кластера выступают компании «Центросвармаш», «Вагонкомплект», «Элпром-ПТМ», Тверской институт вагоностроения, «Транспортные технологии» и ТВЗ.

ТВЗ — крупнейшее машиностроительное предприятие региона. Компания выпускает одно— и двухэтажные пассажирские вагоны, вагоны международного сообщения, грузовые и спецназначения, тележки подвижного состава электропоездов нового поколения, а также участвует в производстве метровагонов и низкопольных трамваев. Помимо российского рынка продукция завода поставляется в Казахстан, Белоруссию, Латвию, Литву и Монголию. Предприятие активно участвует в программе импортозамещения, запустив в серийное производство современные электропоезда «Иволга», и выступает драйвером внутриобластной кооперации машиностроительных предприятий. Губернатор Игорь Руденя считает, что обеспеченный портфель заказов гарантирует стабильное развитие ТВЗ. Благодаря загрузке производственных мощностей и поддержке со стороны Минпромторга и федерального Фонда развития промышленности ТВЗ успешно преодолел последствия кризиса (в 2016 году убыток предприятия составлял почти 200 млн руб.) и перешел к интенсивному росту: за девять месяцев 2018 года его выручка увеличилась на 183% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила почти 33 млрд руб., количество реализованных вагонов выросло с 368 до 649, а фактическая численность сотрудников превысила 8 тыс. человек

«В связи с увеличением в 2018 году объема заказов и стабилизацией заказов в среднесрочной перспективе инвестиционная активность ОАО «ТВЗ» растет. Инвестиции направляются на техническое перевооружение и наращивание мощностей предприятия, своевременно приобретается высокотехнологическое оборудование в основные цеха», — сообщили РБК+ в пресс-службе предприятия.

В декабре ТВЗ и Фонд развития промышленности подписали договор целевого займа на сумму 218,3 млн руб. сроком на пять лет в рамках госпрограммы «Лизинговые проекты», поручителем выступил «Трансмашхолдинг». Экспортному направлению также обещана федеральная поддержка: во время визита на завод президент страны заявил о готовности выделить кредиты на приобретение продукции ТВЗ зарубежными заказчиками, «если такие контракты будут назревать».