Товар без границ: как наши онлайн-магазины конкурируют с зарубежными
Материалы выпуска
Софт по приказу: как госструктуры переходят на российское ПО Решения «Сети пятого поколения расширят возможности перехода к «Индустрии 4.0» Компетенция «Интернет-реклама гораздо более точная, чем продвижение офлайн» Инструменты Товар без границ: как наши онлайн-магазины конкурируют с зарубежными Рынок
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Товар без границ: как наши онлайн-магазины конкурируют с зарубежными

Трансграничная торговля в интернете растет быстрее, чем российский рынок онлайн-розницы в целом. Что могут противопоставить иностранцам отечественные игроки?
Фото: Getty Images Russia

По данным Банка России, только за первое полугодие 2018-го российские граждане потратили на покупки в иностранных интернет-магазинах $5,19 млрд; по сравнению с январем—июнем 2017 года ЦБ отметил рост на 24%. Согласно экспертным оценкам, общий объем рынка интернет-торговли в России по итогам прошлого года достиг 1,15 трлн руб., что означает рост на 19% к 2017-му; на трансграничную торговлю, по данным экспертов банка Morgan Stanley, приходится 486 млрд руб.

Большую часть отечественного рынка кросс-бордер занимают китайские маркетплейсы (платформы электронной коммерции): доля двух лидеров, AliExpress и Pandao, по данным Morgan Stanley, составляет 53%, а к 2023 году вырастет до 67%. Однако эта планка будет достигнута в том случае, если в России не будут понижать порог беспошлинного ввоза интернет-заказов из-за границы для физлиц, а такие планы у правительства есть. Сейчас без дополнительных платежей можно в месяц купить товаров на €1 тыс. весом не больше 31 кг.

В исследовании ЦБ отмечается, что интернет-торговля в России растет за счет числа заказов, но не за счет среднего чека, размер которого, напротив, падает второй год подряд — в прошлом году он снизился на 2%, до 3970 руб., при этом количество заказов увеличилось на 18%, до 290 млн. Как рассказывал в интервью РБК глава AliExpress в России Лю Вэй, у этого популярного китайского интернет-магазина в нашей стране около 20 млн пользователей — тех, кто хотя бы раз в год что-то покупает.

Таблица 1. Рынок трансграничной интернет-торговли в России (прогноз), млн руб.

Компания

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Aliexpress

231

304

405

531

666

813

Pandao

26

35

46

60

76

93

Трансграничная площадка «Яндекс.Маркет»*

3

8

14

23

27

Остальные

229

266

313

359

393

422

Общий объем трансграничной интернет-торговли

486

608

772

965

1158

1355

* Запускается.
Источник: Morgan Stanley

Причин резкого роста трансграничных покупок несколько. Одна из них в том, что ожидающееся снижения порога беспошлинной торговли подтолкнуло многих совершить покупки до 1 января 2019 года, отмечает председатель комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России Александр Борисов. Кроме того, добавляет он, не последнюю роль в бурном росте сыграло расширение сети пунктов приема и выдачи заказов в России и появление новых международных игроков, таких как маркетплейс Joom, интернет-магазин Wish и новые, отдельные разделы продаж китайских товаров, например «Яндекс.Маркет» и Pandao.

Все последние сделки в 2018 году и все последние инвестиции в е-commerce были направлены на развитие трансграничной безналоговой модели торговли, говорит президент Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ) Артем Соколов. «Достаточно вспомнить «Яндекс» и Сбербанк с проектом Bringly, Mail.Ru, Alibaba, Pandao и РФПИ, которые инвестировали в совместное предприятие, базирующееся на модели трансграничной торговли. Целый ряд компаний вывел свой бизнес из России и построил его по трансграничной бизнес-модели», — указывает он, отмечая бóльшую эффективность такой модели.

Еще одной причиной бурного роста кросс-бордера эксперты называют агрессивное продвижение иностранцев на российском рынке, в результате внутренние игроки оказываются в неравных с ними условиях. «Используются любые методы, вплоть до того, что продавцы товара дотируют доставку себе в убыток, но заходят на российский рынок», — сетует Иван Кургузов, руководитель кластера «Электронная коммерция» РАЭК.

Внутренний резерв

Некоторые эксперты считают оценки темпов роста трансграничной e-commerce завышенными, поскольку эта часть рынка традиционно росла активнее внутреннего. «Я не вижу оснований говорить, что трансграничная торговля в 2018 году выросла выше прогноза», — говорит Борис Овчинников, партнер исследовательского агентства Data Insight.

Таблица 2. Кросс-бордер vs покупки в России: что растет быстрее? *

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Рост внутрироссийских онлайн-продаж, в рублях

23

21

19

Рост трансграничных онлайн-продаж, в рублях

45

16

29

Рост внутрироссийских онлайн-продаж,
в долларах

13

39

7

Рост трансграничных онлайн-продаж,
в долларах

34

31

23

Рост заказов внутрироссийских онлайн-продаж,
в штуках

20

19

34

Рост заказов трансграничных онлайн-продаж,
в штуках

80

51

18

* Прирост к предыдущему году в процентах.
Источник: Data Insight

Российские продавцы вполне успешно конкурируют с иностранными, и даже повышение скорости и надежности доставки из зарубежных интернет-магазинов в последние годы не ослабило доминирования российских игроков. «На стороне последних — доверие покупателей, удобные сайты с хорошим контентом на нормальном русском языке, быстрая доставка, часто возможность потрогать товар, необязательность предоплаты и так далее», — отмечает Борис Овчинников.

Кроме того, указывает Артем Соколов, российские площадки часто могут предложить более быструю доставку, а зарубежные магазины пока не научились доставлять товары за один день. Из положения выходят те иностранцы, у которых есть партнеры в России, оказывающие им услугу временного хранения без растаможки. Товар юридически остается иностранным, после покупки российским партнером его оперативно растаможивают и быстро доставляют, объясняет Иван Кургузов. Но у отечественных игроков по-прежнему остается такое преимущество, как более высокий уровень сервиса, включая предоставление гарантий. Кроме того, российские компании лучше учитывают реальные потребности клиентов, поясняет Александр Борисов.

Российский рынок e-сommerce растет со скоростью около 20% в год, и в ближайшие два-три года сохранит эти темпы роста, прогнозирует Борис Овчинников. Рост трансграничной торговли предсказать сложнее: его динамика будет зависеть в том числе от колебаний курса валют и возможных изменений законодательства РФ. «Осторожно предположу, что доля кросс-бордера в структуре российской e-commerce (точнее, в структуре расходов на онлайн-покупки) в 2019–2021 годах незначительно снизится или по крайней мере не увеличится», — предполагает эксперт.

Часть аналитиков все же больше верит в опережающие темпы роста иностранных игроков. «Мы абсолютно уверены, что и в этом году рынок интернет-торговли продолжит свой стремительный рост. Думаю, к концу года увидим примерно 1,8 трлн руб. Причем такой показатель будет обеспечен за счет динамичного роста кросс-бордера», — объясняет Артем Соколов. Он напоминает, что стартовавшие в 2018 году проекты в 2019-м должны заработать в полную силу.

Бесспорно для всех то, что главный стимул роста — перенос в онлайн повседневных покупок. Это одежда «на каждый день», продукты питания (в первую очередь бакалея), корма для животных, всевозможные товары для дома, лекарства и другие товары. «В самом большом выигрыше окажутся не те, кто предлагает конкретные товарные категории, а те немногочисленные игроки, кто способен предложить максимально широкий спектр товаров», — заключают в Data Insight.