Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Первая автобиржа в России: новый способ выгодно продать/купить автомобиль

Василий Тепляков, руководитель первой автомобильной биржи WOOM
Василий Тепляков, руководитель первой автомобильной биржи WOOM (Фото: пресс-служба)
На российском автомобильном рынке появилась новый сервис, призванный облегчить и обезопасить сделки по покупке/продаже машин: биржа федерального масштаба, стать игроком которой может каждый.

С падением продаж новых автомобилей после значительного снижения курса рубля игроки российского авторынка стали все больше внимания уделять вторичному сегменту. Раньше считалось, что на нем много не заработаешь, да и хлопотное это дело — работать с подержанными машинами и их не всегда адекватными владельцами. Но спрос на новые автомобили упал, а на подержанные, напротив, вырос. Многие уже просто не могут себе позволить приобрести только что сошедший с конвейера автомобиль — приходится искать альтернативу на «вторичке».

Необъявленные риски

Казалось бы, ничего сложного в этом нет: в интернете полно различных досок объявлений, через которые можно выйти непосредственно на покупателя или продавца. По такой архаичной схеме в настоящее время продают и покупают от 65 до 90% автомобилей с пробегом (в зависимости от региона). Но сделки напрямую между частными лицами таят в себе немало опасностей для обоих сторон. В первую очередь, возникает риск купить откровенный хлам, заботливо отмытый и отполированный. Вы считаете, что совершили выгодную покупку, но через некоторое время «попадаете» на крупный ремонт кузова, двигателя или коробки передач. Впрочем, это еще не худший сценарий. Автомобиль, который вы купили, может оказаться в залоге, а то и числиться в угоне. Как известно, сегодня для того, чтобы продать машину, достаточно заключить рукописный договор в свободной форме — никаких обязательных проверок, сличения номеров кузова и агрегатов с документами в ГИБДД не предусмотрено. Если не подходить к сделке максимально ответственно, вполне можно нарваться на аферистов. Наконец, ехать к незнакомому продавцу с круглой суммой денег (или везти ее от покупателя) тоже отнюдь не безопасно — рискуете остаться и без автомобиля, и без наличности.

Куплю недорого

Продаете автомобиль? Будьте уверены: как только вы разместите объявление на профильном сайте, вам непременно начнут звонить некие люди с предложениями купить ваш автомобиль «по рыночной цене». Это скупщики — коммерсанты, которые целенаправленно скупают машины по дешевке и после небольшой предпродажной подготовки (призванной замаскировать имеющиеся проблемы) продают их как «не битые, не крашенные». Возможно, они предложат вам по телефону очень выгодную цену, но при встрече постараются снизить ее всеми доступными способами. В среднем перекупщика интересует маржа 25-30%, причем «продавить» продавца им гораздо проще, чем заставить покупателя заплатить больше. Поэтому они готовы отдать деньги сразу же, но даже близкой к рыночной цены и не ждите.

Есть и более жесткий вариант: иногда продавцу навязывают договор комиссионной продажи, который при внимательном прочтении оказывается очень невыгоден хозяину автомобиля.

Аукцион, идентичный натуральному

Попытки оптимальную схему покупки/продажи автомобилей привели к появлению ряда ресурсов в интернете, которые обещают быстрое и безопасное совершение сделки при минимальной комиссии. С первого взгляда все выглядит привлекательно: вы выставляете автомобиль на продажу, и за него начинают прямо-таки биться потенциальные покупатели. Выигрывает такой аукцион тот, кто предложит максимальную цену. Что здесь не так? Хотя бы то, что комиссия организатора аукциона обычно уже заложена в стоимость вашего автомобиля. То есть вы, как владелец лота, видите одни цены, а покупатели — другие, скорректированные именно на величину комиссии. Еще одна особенность вытекает из правил регистрации в некоторых «аукционах»: в качестве покупателей могут выступать только юридические лица. В итоге торгуются… все те же скупщики, которые приобретают автомобиль с одной единственной целью перепродажи. Именно поэтому определение «аукцион» мы в данном случае взяли в кавычки: никто не даст вам за лот действительно рыночную цену.

Одной из самых перспективных попыток создания идеальной площадки для торгов стоит признать проект WOOM — первую автомобильную биржу федерального масштаба. WOOM можно назвать полноценным аукционом без всяких оговорок. Стать участником этой биржи может любое лицо, физическое или юридическое — достаточно лишь пройти несложную регистрацию. Торги абсолютно прозрачны и легитимны, при этом гарантирована юридическая чистота и безопасность каждой сделки.

«В странах США и Европы покупка и продажа автомобилей на онлайн-площадках давно стала нормальной практикой, — уверен Василий Тепляков, руководитель первой автомобильной биржи WOOM. Мы пока привыкли действовать по старинке, но вектор движения уже намечен — нет сомнений в том, что рано или поздно акценты на вторичном автомобильном рынке сместятся и у нас».

Как работает такая биржа? Владелец автомобиля, решивший его продать, выставляет свой транспорт на торги. Для этого он предоставляет машину для осмотра и оценки технического состояния одному из партнеров программы, в роли которых, выступают официальные дилерские центры. Партнер проводит полноценную диагностику и формирует диагностическую карту автомобиля, в которой указывает все обнаруженные дефекты. Причем компания несет полную ответственность за результаты диагностики.

После того как машина готова к продаже, начинаются торги, которые проходят в течение суток: начальная цена на каждый лот всегда составляет 1 рубль, а торги идут на повышение. Тот, кто предложит максимальный прайс, и выигрывает аукцион. Однако, окончательное решение, продавать ли автомобиль за такую цену, принимает текущий владелец автомобиля. Как правило, поскольку торги идут без посредников, сформировавшаяся цена близка к рыночной — нет смысла отказывать победителю торгов. Но такая возможность предусмотрена.

Чтобы обеспечить финансовую безопасность сделки, организаторы биржи решили использовать возможности официальных дилеров и для расчетов между покупателем и продавцом. Первый, соответственно, оплачивает необходимую сумму в кассу дилерского центра и после оформления необходимых документов уезжает на только что купленном автомобиле. Второй получает деньги на свой счет или наличными в кассе, ни разу не встречая физически своего партнера по сделке. Никаких скрытых платежей и прочих «подводных камней» в договоре не предусмотрено — лишь «честная» комиссия 5% от стоимости автомобиля, которую вычитает дилер при расчете с продавцом. Учитывая, что автомобиль был продан на реальном аукционе и его финальная цена близка к максимально возможной, даже с учетом этих 5% выручка от продажи скорее всего будет выше, чем при продаже по объявлению.

«Многие физические лица уже боятся заключать какие-либо договора: не так просто разобраться в юридических формулировках и понять условия сделки, — замечает Василий Тепляков. Именно поэтому мы попытались сделать наши условия максимально простыми и логичными. Комиссия 5% — и все, продавцу больше не придется платить ни копейки.»

Как результат — продавец реализовал автомобиль по выгодной цене, при этом без лишней головной боли. Он лишь единожды пригнал машину к дилеру — больше его присутствие не потребовалось. Покупатель же приобрел не кота в мешке (как это часто бывает при прямых частных сделках), а профессионально продиагностированный автомобиль, заведомо чистый с юридической стороны.

Определенный бонус в данном случае получает и единственный посредник: автомобильный дилер. Как правило, при покупке машины его новый владелец ищет подходящий сервис для обслуживания и ремонта, а также предпочитает доукоплектовать автомобиль дополнительным оборудованием. Так что помимо увеличения трафика клиентов в дилерских центр, компания получает возможность оказывать все необходимые услуги, благо подходящая инфраструктура для этого уже есть. Трудно представить более удачную схему взаимодействия всех участников сделки по покупке и продаже автомобиля на вторичном рынке.

В настоящее время биржа исправно работает уже в 6 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Воронеже и Волгограде. До конца года будет подключено еще несколько крупных населенных пунктов, а в 2017-м новые проект обретет поистине федеральный масштаб. Впрочем, уже сегодня в роли покупателей могут выступать пользователи интернета из любого уголка страны. Кстати, в планах биржи включить в сервис еще и доставку, если продавец и покупатель находятся в разных городах.

Продажи автомобилей так или иначе уходят в онлайн-сегмент. Многие ведущие автопроизводители мира уже заключили договоры с одним из крупнейших трейд-сервисов Amazon: купить новый автомобиль теперь можно нажатием кнопки на сайте. С развитием проекта WOOM также просто будет приобрести и подержанный автомобиль: не надо бояться скрытых дефектов, проблем с документами и прочих подводных камней. Покупайте быстро, легко и по оптимальной цене — так, как вы и привыкли делать покупки на любой интернет-площадке.

Блиц-интервью с Василием Тепляковым, руководителем первой автомобильной биржи WOOM

Любой новый проект — это всегда много вопросов. Кто ответит на них лучше, чем руководитель и идейный вдохновитель проекта? Мы задали по телефону несколько самых актуальных вопросов по работе первой автомобильной биржи WOOM Василию Теплякову.

— Могу ли я продать на аукционе автомобиль, который де-юре принадлежит моей жене?

— Вы можете продать абсолютно любой автомобиль, если имеете на то законное право. В данном случае придется оформить доверенность на право продажи и предъявить ее в дилерском центре вместе с другими документами.

— Обязан ли я оставлять автомобиль у дилера после диагностики? Мне очень нужна машина каждый день.

— Вы вправе продолжать эксплуатировать автомобиль, но должны понимать, что в случае получения каких-либо повреждений после проведения диагностики вам придется устранить их за свой счет на дилерской станции. Дилер несет ответственность за результаты осмотра и диагностики автомобиля, поэтому он должен выдать его продавцу именно в том виде, в котором он поступил от вас изначально.

— Я не согласен с результатами диагностики — дилер составил целый список проблем, а которых я даже не подозревал. Что мне делать?

— Вы в любом случае можете отказаться от продажи автомобиля через WOOM, но не уверен, что это целесообразно. У дилеров достаточно четкие критерии оценки — в их интересах указывать объективные данные о состоянии автомобиля. Можете съездить в любой другой официальный сервис и заказать проверку за свой счет — результат наверняка будет тем же.

— Я постоянно в разъездах, нет ли у вас мобильного приложения?

— Мобильное приложение находится в разработке и скоро будет готово. В настоящий момент пользователи смартфонов и планшетов могут использовать мобильную версию сайта — она очень удобна при любом размере диагонали экрана.

— Я живу в Краснодаре, но мне понравилась машина в Москве. Как скоро я должен буду ее забрать, если выиграю в аукционе.

— Согласно условиям договора, вы должны выйти на сделку в течение трех дней после того, как выиграете аукцион и продавец примет ваши условия.