Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Дискаунтеры как новый формат на российском продовольственном рынке

Дискаунтеры как новый формат на российском продовольственном рынке
Один из ключевых трендов на розничном рынке 2015–2016 годов — активное развитие формата дискаунтера. Первым серьезным представителем такого формата в продовольственном ретейле стала сеть продуктовых дискаунтеров «ДА!».

Длительное падение реальных доходов и, как следствие, вынужденная экономия заставили россиян в большей степени ориентироваться на цену при выборе магазинов для ежедневных покупок. Такие рыночные условия открыли большие перспективы для новых игроков.

 В активную фазу развития сеть продуктовых дискаунтеров «ДА!» вступила в сентябре прошлого года, единовременно открыв 15 магазинов. Всего за четыре месяца их количество выросло до 35, а сейчас их уже 54. Планы по развитию у компании достаточно амбициозные, учитывая не самые благоприятные экономические условия, — к 2020 году планируется открыть 200 дискаунтеров.

По словам генерального директора сети дискаунтеров «ДА!» Армина Бургера*, компания использует ряд методов и технологий, позволяющих максимально оптимизировать ресурсы и, как следствие, обеспечить низкие цены для конечного покупателя.

1. Лимитированный, тщательно отобранный ассортимент

Ассортимент сети составляет всего 1800 артикулов, представленных во всех необходимых категориях товаров из ежедневной потребительской корзины: свежие фрукты и овощи, охлажденное мясо и рыба, молочная продукция, товары для красоты и здоровья. Гордость компании — свежая выпечка из собственной пекарни, которая работает в каждом магазине.

Более 70% ассортимента — товары российского производства. «ДА!» сотрудничает как с крупными компаниями, так и с локальными производителями. Оптимальное дополнение к основному ассортименту — прямой импорт товаров от зарубежных поставщиков. Например, вина импортируются из Грузии, Италии, Испании, Германии, Австрии и Франции. Представитель компании в Европе Франк Смулдерс, один из 200 магистров вина, следит за качеством продукции виноделов, подбирает вина, отвечающие различным вкусам россиян. Благодаря такой организации процесса стоимость бутылки регионального европейского вина начинается от 230 руб.

2. Наличие большого количества собственных торговых марок

65% ассортимента магазинов составляют собственные торговые марки. Каждый товар подвергается тщательному отбору: дегустации, лабораторные исследования, мониторинг рынка. Обязателен аудит производства. Далее, один из важных этапов — разработка индивидуальной и групповой упаковки. Процесс выпуска товара под собственной торговой маркой в «ДА!» занимает три месяца. В среднем по рынку такой проект занимает от шести месяцев.

3. Низкие операционные расходы

Философия компании — в максимальной стандартизации всех процессов. Каждый магазин управляется небольшой взаимозаменяемой командой: специалист торгового зала может утром выкладывать товар, а в часы пик помогать на кассе. Все магазины и сотрудники оснащены необходимой технической базой и четкими процессами. Так сеть добивается эффективности управления всеми магазинами вне зависимости от их расположения.

4. Собственная логистика

У компании есть собственный распределительный центр (РЦ) и автопарк. В РЦ используются новейшие разработки в области управления товарными запасами и логистикой. Это позволяет обеспечивать высокий уровень обслуживания магазинов компании. Основная цель — чтобы конечный покупатель получил свежий продукт. Для этого «ДА!» более тщательно анализирует продажи и ежедневно пополняет товарные запасы магазинов, а также обеспечивает единый температурный режим на всех этапах поставок. РЦ позволяет эффективно обслуживать 200 дискаунтеров в радиусе 300 км. Это наиболее оптимальные загрузка и расстояние с точки зрения качества и низкой конечной стоимости товара на полке.

По мнению аналитиков**, формат качественного европейского дискаунтера становится все более популярным среди российский покупателей, которые привыкли покупать продукты хорошего качества, но не готовы переплачивать. Дискаунтеры уже конкурируют с обычными супер- и гипермаркетами в качестве места для ежедневных «быстрых» покупок. Чтобы не упускать покупателей с различными уровнями дохода, гипермаркеты расширяют ассортимент большим количеством собственных торговых марок. Вероятнее всего, супер- и гипермаркеты сохранят пальму первенства в больших закупках «раз в месяц на всю семью». Тем не менее формат дискаунтера становится все более узнаваемым среди российских покупателей и уже создает серьезную конкуренцию супермаркетам, находящимся поблизости.

* Армин Бургер занимал пост управляющего директора немецкой сети дискаунтеров ALDI, работал на позиции главного исполнительного директора австрийской Hofer, занимал пост члена наблюдательного совета Aldi Süd.

** «GfK маркетинговые исследования».