Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
«Haval начинает с завода полного цикла»
На правах рекламы, 18 июля
0
«Haval начинает с завода полного цикла»
Китайские внедорожники Haval уже два года официально завозятся в Россию, а с 2019-го будут и производиться здесь. О перспективах бренда рассказал заместитель генерального директора ООО «Хавейл Мотор рус» Михаил Роткин.

— В последние годы многие бренды заметно сократили число поставляемых в Россию моделей, а иные и вовсе ушли. Вы, наоборот, пришли. Почему?

— Мы считаем российский рынок перспективным. И рассматриваем экономический кризис как возможность для развития. Например, BMW тоже пришла в Россию как раз в кризис 1998 года и добилась больших успехов. В данный момент клиенты очень практично относятся к выбору автомобиля и не готовы переплачивать за бренд. Освобождаются ниши, которые были заняты другими производителями. Мы начали со строительства завода — это еще одно доказательство того, насколько высок наш интерес к российскому рынку.

— Какие ниши в каких ценовых сегментах вы планируете занять?

— Наши автомобили — SUV, внедорожники и кроссоверы. Это самый быстрорастущий сегмент рынка. В первом квартале 2017 года 42% новых проданных в России автомобилей пришлось именно на SUV. По популярности среди российских покупателей класс SUV опередил даже класс B. У нас сейчас четыре модели — от компактного кроссовера до полноразмерного рамного внедорожника. Планируем выводить новые модели: в конце лета привезем кроссовер-купе, Haval H6 Coupe. А осенью ждем обновленный Haval H9.

— В чем ваши конкурентные преимущества перед европейскими (японскими, американскими, корейскими…) одноклассниками?

— В первую очередь это качество и оснащение. Например, Haval H9 — полноценный рамный внедорожник. А цена его — 2,3 млн руб. Не «от 2,3 млн руб.», как рекламируют многие производители, — эта цена включает почти все опции. Проще сказать, какие опции в наших моделях отсутствуют, чем перечислять то, что там есть. Вот разве что нет датчика «слепых» зон, которые стоят только в самых дорогих моделях автомобилей. А все остальное имеется. Если мы посмотрим на любого конкурента в этом сегменте, то его стоимость будет раза в два выше. Понятно, там значок другого производителя. Но переплачивать за значок уже не каждый хочет. Мы сейчас зашли в ценовую нишу, которую освободили другие импортеры, подняв прайс пропорционально девальвации рубля.

Сами себя мы относим к массовому сегменту. Но многие журналисты, партнеры сравнивают Haval с премиальными брендами. Это сравнение возникло неспроста: автомобиль действительно имеет хорошее техническое оснащение и предоставляет высокий уровень комфорта. Благодаря всем этим факторам Haval H6 сегодня лидер продаж на рынке Китая. А по итогам 2016 года эта модель заняла пятое место в рейтинге самых популярных кроссоверов мира. В России это тоже бестселлер нашего модельного ряда.

— Вы приступили к строительству завода в 2015 году, планируете его запустить в конце 2018-го. А вдруг через пару лет вернется платежеспособность российских покупателей, а с ней и ушедшие некогда модели конкурентов? Вы такой сценарий рассматривали?

— Будут ли клиенты выбирать более дорогие автомобили? Люди давно смотрят на покупку автомобиля как на нечто обыденное. И вопрос переплаты стоит очень остро. Что касается возможной ценовой конкуренции, то мы для того и строим завод, чтобы минимизировать зависимость от цен на нефть, изменений курса рубля. Сейчас наша цель — подготовить рынок к началу производства автомобилей. Создать развитую дилерскую сеть. Предложить клиентам всевозможные программы лояльности, кредитные программы. В тот момент, когда завод начнет производить, на местах будет все, чтобы удовлетворить нашего клиента. В ближайшие время российские покупатели познакомятся с нашими машинами, опробуют, привыкнут к ним, убедятся в их потребительских свойствах. И потом уже не уйдут к другим брендам.

— Расскажите о будущем производстве.

— Это не крупноузловая сборка, а производство полного цикла. Компания строит завод по выпуску автомобилей с нуля. Там будут цеха штамповки, сварки, окраски, сборки. Максимальное число занятых — 2,5 тыс. человек при полной мощности завода 150 тыс. автомобилей в год. Выйдем на нее не сразу. Завод будет построен к концу 2018 года, первые машины начнут выпускаться в 2019-м. И в первый год планируем произвести около 20 тыс. автомобилей. Завод будет работать не только на российский рынок, но и на рынки других стран, и не только СНГ. Уровень локализации производства начнется с 30%. И в течение трех—пяти лет мы выйдем на 50–60%. А дальше будем смотреть на развитие отрасли.

— Какова сегодня сеть дилеров и сервисных центров в России? Какие планы по ее расширению?

— До начала июня у нас было шесть дилеров, сейчас уже десять. К 2019 году планируем довести их число до 40. А при полной загрузке завода увеличь количество дилеров до 80. Сегодня дилеров привлечь проще. Обычно среднее время строительства дилерского центра и ввода его в эксплуатацию — порядка двух лет. Но сейчас много площадей пустует — кто-то ушел с рынка, освободились дилерские центры других марок. Это те самые возможности, которые дает кризис: не нужно строить, достаточно переформатировать имеющееся. Раньше мы бы партнеров себе искали, а сейчас выбираем.

У нас достаточно много предложений из всех интересующих нас городов. Мы помогаем новым партнерам — компенсируем до 50% затрат на оборудование дилерского центра под нашу марку. Программы лояльности для дилеров подразумевают и выплаты за выполнение планов продаж. Для поддержки клиентов помимо дилеров мы рассматриваем возможность создания и отдельных сервисных центров, которые не занимаются продажами.

— А программы лояльности покупателям?

— Сейчас действует программа по стимулированию продаж Haval H8 — по ней клиент может приобрести автомобиль с выгодой в 300 тыс. руб. Почти все машины мгновенно распродали. У нас есть программа помощи на дороге: покупателю автомобиля дается карточка с номером телефона. Если что-то случилось в пути, можно вызвать эвакуатор, который доставит до ближайшего дилерского центра в радиусе 200 км. Покупателю нового автомобиля после первых 5 тыс. км предоставляется бесплатное ТО: замена масла и фильтров, общая диагностика. Эти затраты мы компенсируем дилеру за свой счет. Не знаю ни одного бренда, который бы сейчас предлагал такую программу. Гарантия на новый автомобиль — три года или 100 тыс. км пробега. На хромированные детали гарантия два года— мы единственные, кто дает такой срок, обычно один год. Проблем с запчастями тоже нет — доставка дилерам со склада в течение дня.

— Какой сейчас объем продаж и какой ожидается в ближайшие годы?

— За пять месяцев 2017 года мы продали 687 автомобилей. Но у нас было всего шесть дилеров. В 2019 году, когда дилерская сеть увеличится до 40 центров, планируем продать порядка 24 тыс. А дальше загадывать сложно. Пока мы на той стадии, когда пытаемся понять, какой автомобиль нужен нашему клиенту, какую модель производить. Как только поймем, будем планировать объемы производства и продаж.

— Изменилось ли за последние годы в России восприятие китайских автомобилей?

— Тенденция налицо: отношение к китайским автомобилям меняется. Люди сначала относятся с подозрением. Покупатели приходят, долго смотрят, делают тест-драйв, приходят еще не один раз. На моей памяти человек приходил пять раз — с друзьями, с семьей. Его убедили эксплуатационные качества, и он купил. Все то же самое 15 лет назад проходили с корейскими автомобилями — тоже сначала не доверяли. А сегодня это популярные бренды.

Но про наш автомобиль нельзя сказать, что он китайский на 100%. В штаб-квартире компании трудятся около 10 тыс. сотрудников. Из них одна тысяча — иностранные специалисты. Внутри самого автомобиля электроника — Bosch, музыка — Infiniti. Все, что связано с приводами, тягой, турбина, — BorgWarner. Освещение — Hella. Автомобиль сделан из элементов мировых производителей. Осенью привезут в Россию партию Haval H9, укомплектованных восьмиступенчатой КПП от ZF.

Мы, как номер один среди китайских автомобилей, являем в России собой пример того, каким может быть Китай. Мы единственные вышли на рынок и сразу начали строительство собственного завода полного цикла — это о чем-то говорит.