Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Михаил Комаров: «Мы ищем для наших коворкингов площадки с изюминкой»
На правах рекламы, 4 сентября
0
Михаил Комаров: «Мы ищем для наших коворкингов площадки с изюминкой»
Совладелец коворкинга «Рабочая станция» — о креативном подходе к пространству для бизнеса.

— Михаил, когда в Москве стали появляться первые коворкинги и когда стало понятно, что это превратилось в модный востребованный тренд?

— В мире первые коворкинги появились в 2005 году в США. А в тренд они превратились к 2013-му. Свой первый коворкинг в Москве мы открыли в 2012-м, и тогда это еще не было так распространено и популярно.

— Почему вы решили выйти на этот рынок?

— Нам нужен был собственный офис. Но мы не могли найти подходящий и решили сами его сделать, а часть помещения сдать в аренду. Мы пересмотрели много разных мест, разных заводов, но в итоге наш первый коворкинг появился в Парке Горького, который с 2011 года стал активно преображаться и меняться. Однажды, гуляя там, мы подумали: а почему бы не сделать офис здесь? И сделали.

— Сложно ли сегодня зарабатывать на коворкинге, учитывая, что этот рынок в Москве растет в год на 25%?

— Нет, не сложно. На самом деле на этом рынке не так много игроков, которые делают полноценный продукт. Есть статистика, что в Москве порядка ста коворкингов. Но из них буквально шесть–семь–восемь — это действительно большие площадки со всей необходимой инфраструктурой, с площадью от 1000 кв. м и больше, где не пожалели денег на закупку хорошей мебели, хорошей техники и на хороший ремонт. А все остальное — это небольшие площадки и так называемые антикафе.

— А вы уже окупили свои первоначальные вложения?

— Мы сделали это уже давно. Мы ищем и открываем новые площадки. Сейчас у нас четыре коворкинга — три в Москве и один в регионе.

— А когда и почему вы решили выходить в регионы?

— Мы открыли в октябре 2016 года коворкинг в Оренбурге. Это масштабирование бизнеса, плюс нам нужен был опыт работы в регионе. Там абсолютно другой клиент. И при том, что продукт один и тот же, его нужно подавать в другой обертке.

— В чем различие рынка коворкингов между Москвой и регионами?

— Во-первых, клиенты коворкингов в Москве и регионах пользуются разными услугами. В столице, по нашей статистике, не так часто берут переговорки и конференц-залы, как в Оренбурге. В регионах это продукт номер один. Видимо, это связано с тем, что там достаточно мало хороших площадок, где люди могут провести свои мероприятия. А в Москве клиенты в первую очередь арендуют места именно для работы. Во-вторых, в регионах люди почему-то больше хотят отгородиться и меньше выбирают open space. Поэтому там приходится проводить скрупулезную работу, чтобы найти клиентов, которые готовы сесть в открытое пространство. Плюс мы тестируем разные рекламные активности. Например, в регионах рекламируемся перед кинопоказами, чего в Москве нет.

— Кто основная аудитория ваших коворкингов?

— В основном это сотрудники IT-стартапов и IT-компаний, программисты, маркетологи и, пожалуй, дизайнеры. Это основной костяк тех, кто садится к нам. Эти люди не хотят отвлекаться на оперативную деятельность офиса. Они трудоголики и работают допоздна, а то и ночью. В нашем коворкинге на Дмитровской есть капсульный отель. И не раз были случаи, когда эти капсулы бронировались на несколько недель вперед, — ребята не выезжали из офиса, пока делали свой проект. И это очень удобно.

— В ваших коворкингах работают разные команды. А вы знаете о каких-то громких проектах, которые родились в стенах «Рабочей станции»?

— «Рабочая станция» в разное время становилась базой для многих крутых проектов. Когда-то у нас, например, начинали свое дело ребята из клининговой службы Qlean — нам, конечно, приятно занимать место в истории таких успешных проектов. А сейчас, например, в коворкинге целый «аквариум» занимает стартап Кати Романовской Nimb (в отношении информационной продукции 16+), который занимается разработкой персональной системы безопасности в виде приложения и кольца, которое нужно носить с собой. Но на самом деле каждый проект, который приходит в «Рабочую станцию», по-своему уникален. Мы следим за успехами наших резидентов и гордимся каждым из них.

— Существуют ли какие-то правила поведения в коворкингах «Рабочей станции»?

— Мы не любим что-то запрещать нашим резидентам. Единственное, о чем мы просим, —уважительно относиться к окружающему пространству и другим резидентам. Не разговаривать громко по телефону в «тихих» зонах, не оставлять за собой грязную посуду в зоне столовой… Мы не навязываем никаких правил, все происходит само собой. Здесь же собираются люди, близкие друг другу по духу, всем хочется комфорта и спокойствия.

— Какие эмоции у ваших коллег вызвало появление в офисе безалкогольного пива в рамках акции «Право на пиво»*?

— К безалкогольному пиву мы относимся хорошо. Оно позволяет оставаться сосредоточенным, и это круто. К «Балтике 0», которое привезли нам в офис в рамках акции «Право на пиво», мы планируем заказать в офис пиццу — отличный способ обсудить актуальные проекты в комфортной обстановке!

— Почему для раскрутки своего бизнеса вы используете Instagram? И как это работает?

— Про Instagram я говорил в том контексте, что часто клиенты «Рабочей станции» приходят к нам, начинают работать и выкладывают в соцсети фотографии, после чего их в комментариях спрашивают: «А где это?» Это такое сарафанное радио. Сами мы в Москве в целом не занимаемся рекламой. У нас нет платных размещений. Зато есть очень большая аудитория, которая позволяет продвигать наши площадки, не тратясь на рекламу.

— Насколько, на ваш взгляд, сотрудникам важно работать не в стандартном офисе, а в креативном пространстве вне бизнес-центра?

— Еще пару лет назад все хотели в лофты на бывших заводах. Но сегодня мы видим, что команды из пяти и больше человек не очень хотят сидеть в мегакреативных пространствах, чтобы не отвлекаться на них. Поэтому сейчас мы смотрим площадки в бизнес-центрах, но они должны быть с качественной развитой инфраструктурой: кафе, фитнес-залами. Ведь наши клиенты нередко проводят там больше десяти часов в день. Мы ищем для наших коворкингов площадки с изюминкой, а она может быть разной: либо внутри самой локации, как, скажем, у нас на Дмитровской, где ребятам нравится пространство с разным уровнем света и высокими потолками, либо она должна быть внешней. Мы в свое время смотрели бывшую фабрику «Большевик» с очень крутым внутренним двором.

— Михаил, вы рассказывали, что идея коворкинга родилась у вас тогда, когда вы искали офис для себя. Расскажите, как сегодня организовано ваше офисное пространство? И какие любимые места или объекты есть в офисе у ваших сотрудников?

— Я искал идеальный офис и в итоге смог создать его сам. Мы по-прежнему стараемся создавать пространства, которые не вызывают ощущения того, что человек сидит «в офисе» в классическом его понимании. Это open space, где каждый занят своим делом и не мешает другому, но вместе с тем может обратиться за помощью за соседний стол — там может сидеть талантливый дизайнер, копирайтер, архитектор, кто угодно, кто мог бы быть полезен. В каждом коворкинге обязательно есть отдельная зона для отдыха. Здесь можно передохнуть, выпить чай или кофе, побыть наедине с собой или, наоборот, завести полезные знакомства. В самом большом коворкинге на Бутырской улице вообще можно полностью изолироваться от внешнего мира — у нас есть капсульный отель, в котором можно переночевать, и «телефонные будки» со звуконепроницаемыми стенами, в которых можно провести важный conference call или просто посидеть в тишине.

У нашей команды есть отдельный кабинет, но многим нравится сидеть в общем пространстве вместе с резидентами. Мне кажется, это очень важно — так мы лучше понимаем, как живут наши клиенты, что им нравится, а что нет. Любимое место — это, конечно, кафе Food Station в «Рабочей станции» на Бутырской улице. Здесь вкусно кормят, здесь же мы отмечаем дни рождения или собираемся вместе без особого повода.

— Что вы с коллегами делаете, когда хотите отдохнуть от работы?

— Время от времени нужны перезагрузки. Мы, например, ходим в бар и расслабляемся там. У нас даже есть любимое место — барбершоп «Медведь», а в нем — бар.

*Воспользуйтесь правом на безалкогольное пиво на работе прямо сейчас: подпишите петицию на сайте baltika0.rbc.ru и закажите ящик безалкогольного пива в ваш офис! Подробности акции на сайте проекта baltika0.rbc.ru.