Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

«Люди начали переходить со сладких и полусладких вин на сухие»

«Люди начали переходить со сладких и полусладких вин на сухие»
Россияне еще не разбираются в вине, но уже все чаще предпочитают его водке или пиву. О том, как меняются алкогольные пристрастия и какие перспективы у винотек, рассказал президент группы компаний Simple Максим Каширин.

— Потребление алкоголя на душу населения падает — сейчас оно на треть меньше, чем в 2009 году. Это результат антиалкогольной компании правительства?

— Сработала совокупность факторов. Положительный результат дала борьба с контрафактной продукцией, которая продавалась дешевле легальной. Плюс за последние десять лет в связи с очередной сменой поколения пьющих произошли принципиальные изменения: новое поколение не пьет водку. Выросшие в СССР, привыкшие к водке как советскому напитку также от нее уходят. Вообще, уходят от крепких напитков, поскольку здоровье не позволяет, — на пиво, на вино. Ну, или вообще, например, человек в 70 лет решает, что все, хватит, — пью только изредка и понемногу. И, конечно, третий глобальный фактор — популяризация здорового образа жизни. Граждане все больше увлекаются спортом, фитнесом, правильным питанием. В итоге отношение к потреблению алкоголя в корне меняется в пользу менее крепких напитков.

— Россияне научились разбираться в вине?

— Нет, еще не научились. Но прогресс налицо. Мы видим, как люди начали переходить со сладких и полусладких вин на сухие. Научились чувствовать разницу. Мы в начале пути — у этого процесса впереди еще 20-40 лет. Потребители вина в возрасте 50-60 лет, люди с высоким доходом, — обычно разбираются. Люди с низким доходом выбирают просто то, что по карману. Новое поколение в вине пока не разбирается, но точно уже пытается разобраться. Тем, кому сейчас 23-24 года, это интересно. Да даже тем, кому до 40 лет, — они задают драйв изучения напитков. Все это могло произойти и раньше, но источников знаний было мало. В перспективе, если не будет вдруг экономического коллапса, лет через десять увидим винный бум.

«Люди начали переходить со сладких и полусладких вин на сухие»

— В свое время государство пыталось увести народ от водки к пиву. Теперь деалкоголизацию видят в популяризации вина, поддерживают отечественных виноделов.

— После той кампании государство увидело пивной алкоголизм. Пиво перетянуло на себя молодую часть населения: его пили подростки 13-14 лет. Потребление 90 л пива на душу населения в год — катастрофическая цифра. Это был перекос, который сегодня выравнивается. На вино, действительно, власть сегодня обратила внимание. Но чтобы поднять виноделие, нужно 25-30 лет: от посадки виноградников до выхода на активное плодоношение пройдет несколько лет. И нужно осваивать гигантские площади. Важно, что виноделов наконец приравняли к сельхозпроизводителям с предоставлением всех положенных субсидий, дотаций, льготного кредитования, специальных схем лизинга и т.д. Минсельхоз выделяет дотацию на покрытие расходов на высадку виноградников: если вы взяли землю, то часть затрат государство вам потом компенсирует. Не существенную часть, но лучше, чем ничего. На высадку 1 га виноградников и уход за ними до плодоношения надо около 2 млн руб. А стране нужно дополнительно высадить около 250 тыс. га. Получается 500 млрд руб. Это просто чтоб под виноградники поднять спящую землю, без строительства виноделен. Таких ресурсов сегодня нет, поэтому это будет долгий путь. Интерес к российским винам налицо. Но первая эйфория прошла — покупатели перепробовали много русских вин и поняли, что пока они по соотношению цены и качества существенно проигрывают иностранным. Проблема в том, что наши виноделы закладывают все в цену, а у иностранцев есть господдержка.

Очень важно, что государство наконец пытается найти способ регулировать алкогольную отрасль по типу напитков. Это то, о чем я говорил еще в 2006 году, когда ЕГАИС внедряли. Сейчас есть единый алкогольный закон, который не может описать и нормально регулировать три разных сегмента: крепкие напитки, пиво и вино. Когда пишут единый закон, то происходит перекос: кому-то дают преференции в ущерб другим. Но ведь, например, девочек не воспитывают в ущерб мальчикам — просто воспитывают иначе. В рекламе, ограничении по продажам, таре все виды напитков должны регулироваться по-разному. Потихоньку государство находит этот баланс. Думаю, это вопрос следующих пяти—десяти лет. Поняли, что нужен закон о виноделии.

«Люди начали переходить со сладких и полусладких вин на сухие»

— В прошлом году после отравлений «Боярышником» остро встал вопрос о контрафактном алкоголе. Насколько это серьезная угроза, какие нужны меры?

— Целая индустрия специально производит спиртсодержашие жидкости, заменяющие пищевой алкоголь. Все это видели и закрывали глаза. Сейчас начали открывать. По идее, все технические растворы должны бы изготавливаться из денатурированного спирта, который пить невозможно. А медицинские препараты на спирту должны стоить не дешевле легального алкоголя. Просто надо навести порядок. После отравлений был запрет на продажи — эти жидкости в какой-то момент исчезли.

— Особенно в провинции заметно, как много так называемых алкомаркетов разных сетей. И кажется, чувствуют они себя прекрасно. Какие тренды в торговле алкоголем сегодня заметны?

— Наш рынок молодой. Алкомаркеты удовлетворяют потребности массы населения, нуждающейся в недорогом, но легальном качественном алкоголе. Пока они востребованы. Но они уйдут. Как продовольственная розница начиналось с киосков, палаток у метро, а в итоге все вышло на нормальный цивилизованный формат. Аналогично с ресторанами. Сколько у нас было забегаловок пельменных, рюмочных? А сейчас даже недорогие ресторанные заведения весьма качественно сделаны — они реагируют на ожидания потребителя. Алкомаркеты модифицируются в нормально выглядящий магазин с широким ассортиментом, квалифицированными продавцами. Например, такие ретейлеры, как «Красное & Белое», будут эволюционировать.

Профессиональные же винные магазины с алкомаркетами вообще ничего общего не имеют. И они будут двух уровней. Первый — для широкой аудитории, как конкурент супермаркета, но только с большим выбором и более профессиональным консалтингом. Второй — профессиональный винный ретейл для тех, кому ассортимент супермаркета неинтересен.

«Люди начали переходить со сладких и полусладких вин на сухие»

— Бум крафтового пива — это локальное явление, преходящая мода, или изменение культуры потребления? А насколько перспективен формат специализированных винотек?

— История циклична. Сегодня тренд на крафтовость. Что будет через 20 лет, неизвестно. Может, новое поколение будет ориентироваться только на бренды, и все вернется на круги свои. Глобальные тренды сменяют друг друга очень быстро. В вине крафтовость — это малые винные хозяйства, которых очень много. Помните, были гаражисты? Гараж остался в прошлом, сейчас все малые винодельни на гаражи уже не похожи. Малым винодельням, которые теперь регистрируются как крестьянско-фермерские хозяйства, дали свои поблажки, свои режимы по сравнению с крупными предприятиями.

Формат винотек перспективен, но он не будет массовым. Число людей, которые серьезно увлекаются вином, ограничено — это нишевая история. Мы свои винотеки пока открыли в Москве, 12 точек, и две в Санкт-Петербурге. В этом году строим еще семь: четыре в Москве, две в Питере и одну в Ростове-на-Дону. Потом пойдем в города-миллионники. При этом, например, в Екатеринбурге или Новосибирске можно открыть по две винотеки — больше городу не нужно, там не наберется столько ценителей. Наша сеть винотек в России сейчас одна из самых крупных в своем классе, но если сравнивать с числом магазинов федерального ретейла, то можно считать, что винотек вообще нет. И в традиционно винных странах большого числа винотек тоже нет, хотя по другой причине — там разрешена интернет торговля алкоголем.