Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

«Наш лозунг — от Адама Смита до цифровой экономики»

Исполнительный директор отделения национальной экономики РАНХиГС, заместитель декана экономического факультета академии, доктор экономических наук, почетный работник сферы образования РФ Маргарита Казарян
Исполнительный директор отделения национальной экономики РАНХиГС, заместитель декана экономического факультета академии, доктор экономических наук, почетный работник сферы образования РФ Маргарита Казарян (Фото: Ксения Колесникова для РБК)
О том, почему обучение в магистратуре на отделении национальной экономики РАНХиГС при президенте РФ обеспечивает успех в бизнесе и карьере, рассказала исполнительный директор отделения Маргарита Казарян.

Диплом Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС при президенте РФ) всегда был «знаком качества» для работодателей из государственных и коммерческих структур и залогом успешного ведения собственного бизнеса.

Среди выпускников вуза — девять ныне действующих министров РФ, руководители администрации президента и аппарата правительства РФ, топ-менеджеры крупнейших российских компаний и даже восемь космонавтов. В июне 2018 года академия заняла второе место в рейтинге ста лучших российских вузов Forbs, составители которого учитывали не только качество образования, но и статистические данные о трудоустройстве выпускников, их востребованности в регионах, количестве предпринимателей среди них.

«Качественное образование напрямую влияет на качество жизни. И если зачастую выбор обучения на программах бакалавриата за родителями абитуриентов, то решение о выборе магистратуры студенты принимают самостоятельно и вполне осознанно. Выпускники понимают, что магистратура — это дополнительный билет для развития карьеры или собственного бизнеса, это гарантия востребованности и эффективности в работе, успешности в жизни», — говорит Маргарита Казарян, исполнительный директор отделения национальной экономики РАНХиГС, доктор экономических наук, почетный работник сферы образования РФ.

«Основной упор — на умения и навыки»

— Маргарита Альбертовна, легко ли обучать современной экономике? Как экономическому факультету удается выпускать востребованных специалистов?

— Экономика в современных условиях — это целый спектр новых направлений: и цифровая экономика, и киберэкономика, и полицентрическая экономика. В каждом направлении важна практическая составляющая, и нынешнему специалисту уже недостаточно классического образования: оно не позволяет оперативно реагировать на вызовы современной рыночной среды.

Наш лозунг — от Адама Смита до цифровой экономики. Безусловно, мы даем фундаментальные знания, но все наши программы обучения (в бакалавриате их четыре, в магистратуре — три) в большей степени ориентированы на практику. Сегодня основной упор мы делаем на владения компетенциями, которые востребованы на рынке труда.

И в организационной структуре экономического факультета РАНХиГС произошли изменения: с 1 апреля 2018 года он преобразован в Институт экономики, математики, информационных технологий. И это не просто смена названия. Мы стали институтом: изменилась структура, цели, задачи; заниматься «просто экономикой» в современных реалиях становится неинтересно и бесперспективно. Современная экономика неразрывно связана с процессами цифровизации, развитием информационных технологий. Очень важно, чтобы эта синергия нашла свое место в «портфеле» знаний, умений и навыков, который получат выпускники. Мы стараемся максимально учитывать потребности времени, запросы работодателей и, конечно, интересы самих современных студентов.

— Но, как и любой вуз, вы в первую очередь учите думать...

— Умение мыслить — первое, что дает любое высшее образование. Разные типы образования (медицинское, юридическое и т.д.) формируют разные типы мышления. Мы учим мыслить экономически в условиях меняющейся среды. Любое управленческое решение экономист принимает с учетом того, какой экономический эффект оно принесет; экономисту важен результат, а не процесс. Сегодня нужно работать на опережение — и мы понимаем, что нужно давать упреждающие знания.

Есть очень хорошее выражение: «Сегодня, чтобы оставаться на месте, нужно бежать из последних сил». В процессе обучения акцент делается на умение собирать, анализировать и систематизировать информационные потоки, при этом, учим думать креативно и творчески.

Кроме того, любой вуз оказывает огромное влияние не только на мышление, но и на нравственную культуру студентов. Ведь очень важна сама среда, в который ты учишься. Первого сентября я всегда говорю студентам: мы — за гармоничное развитие личности. Поступая к нам, ребята могут участвовать в самых разных мероприятиях — от капустников и балов, посещения Государственной думы, различных министерств и ведомств, госкорпораций до конференций по криптовалюте и цифровой экономике.

Внеаудиторное общение развивает коммуникативные способности. С уверенностью могу сказать, что у нас учатся талантливые, целеустремленные студенты, — в первую очередь потому, что мы выбираем самых умных и амбициозных абитуриентов. И стараемся сделать так, чтобы образование, полученное на нашем отделении, позволило им стать максимально востребованными и успешными. Думаю, это у нас получается.

«Магистратура дает личностный и профессиональный рост»

— Кто и зачем приходит учиться в магистратуру? Какова мотивация абитуриентов?

— В процессе обучения в бакалавриате многие студенты начинают работать и понимают, что для развития им нужны более глубокие специальные знания — такие, которые дает магистратура.

Из наших бакалавров в магистратуру идут 30–40%. Всего в магистратуре учится около 50% студентов РАНХиГС, остальные — бакалавры других вузов.

Поступают в магистратуру как сразу после окончания бакалавриата, так и спустя несколько лет после получения диплома бакалавра. Это и сотрудники компаний, решившие повысить уровень компетенций, и предприниматели, осознавшие, что для успешного развития бизнеса им необходимо повысить уровень экономических знаний. Так что основная мотивация поступления в магистратуру и выбора программы обучения проста: это решение способствует личностному и профессиональному росту.

— Нужно ли иметь именно экономическое образование, чтобы поступить к вам в магистратуру?

— Нет, к нам приходят с самым разным образованием — законодательство это разрешает. Например, недавно пришел человек с медицинским образованием. Открыв свой медцентр, он понял, что ему не хватает знаний по экономике и праву.
Приглашаем педагогов-практиков

— Какие программы предлагает ваша магистратура?

— У нас три магистерские программы, и каждая по-своему уникальна.

Программа «Корпоративная экономика» адресована тем, кто планирует развивать свой бизнес или работать в крупных компаниях всех форм собственности. Эта программа позволяет стать высокопрофессиональным экономистом-управленцем — быть специалистом как в сфере корпоративного управления (взаимодействия акционеров и руководства компании), так и в области корпоративного менеджмента (управления наемными сотрудниками) и уметь организовать эту работу так, чтобы она приносила экономический эффект.

Вторая программа — «Экономика и право» — не имеет аналогов в России. Ее цель — подготовка экономистов со знанием правовой регламентации различных видов экономической деятельности предприятий (на базовом или специальном уровнях, в зависимости от выбранных магистрантом дисциплин). Думаю, что эта программа была бы полезна любому руководителю, ведь без знания правовых основ работать, а тем более вести собственный бизнес невозможно.

Кстати, в 2017 году программа «Экономика и право» вошла в предметный рейтинг агентства Eduniversal: она заняла третье место в списке программ вузовского обучения в Восточной Европе в категории «Экономика» и в этом году сохранила свои лидирующие позиции.

— Третью программу — «Экономика медиаиндустрии и сферы развлечений» — вы открыли совсем недавно...

— Да, и это подтверждает, что мы идем в ногу со временем. Можно спорить об экономике в разных отраслях, рассуждать, например, о том, какие перспективы у той или иной отрасли или сферы деятельности. Но медиаиндустрия — единственная отрасль, которая успешно развивается во всем мире, это крупнейший сегмент мировой экономики. Его нельзя не замечать.

Акцент в этой программе сделан на оптимальном соотношении практических занятий и решения ситуационных задач. Выпускники могут стать не только высокопрофессиональными экономистами в области медиаиндустрии и сферы развлечений, но и войти в число экспертов, помогающих медиамагнатам принимать верные инвестиционные решения.

В рамках программы у магистрантов есть возможность проходить стажировку в университетах-партнерах в США, Испании, Китае.

— Кто преподает в магистратуре?

— В магистратуру мы в первую очередь приглашаем педагогов-практиков — тех, кто работал в крупных компаниях и при этом имеет ученую степень и опыт преподавательской работы (поверьте, таких трудно найти, так как зачастую профессора и доктора наук не имеют опыта работы в реальном секторе экономики). Сложно перечислить всех, назову лишь некоторых.

Например, у нас преподает доктор экономических наук Марала Оджаровна Чарыева — признанный эксперт в области индустрии гостеприимства и организации масштабных проектов. Марала Оджаровна работала, в частности, генеральным директором компании «Росинтер Ресторантс», заместителем вице-президента компании «Ростикс», сейчас сотрудничает с оргкомитетами крупнейших спортивных мероприятий, которые проводятся в России, — настолько уникальны и полезны ее знания.

Еще один наш знаменитый преподаватель — кандидат экономических наук, доцент Елена Вениаминовна Калашникова — работала финансовым директором фабрики «Ударница», группы компаний «Нидан», открывала и возглавляла сеть магазинов «Виктория», в настоящее время работает в крупнейшей инвестиционной компании. Такого специалиста по корпоративному управлению сложно найти.

Особенно много педагогов-практиков читает лекции по программе «Экономика медиаиндустрии». Например, Григорий Кричевский — генеральный директор телеканала «Звезда» (2007–2013), руководитель информационного вещания телеканалов НТВ, «Культура».

— Выпускники программ MBA отмечают: MBA дает не только знания, но и новые полезные контакты, знакомства. Какие дополнительные «бонусы» получают ваши магистранты?

— Думаю, уместно будет напомнить, что именно наша академия первой в России начала обучение по программам MBA. Так что у нас есть опыт организации и таких программ. Что касается «бонусов», то, разумеется, наша магистратура — это определенная среда, где формируются контакты, деловые связи. Средний возраст студентов — 25–35 лет. И поскольку занятия даже очной магистратуры проводятся в вечернее время, то люди очень часто делятся опытом: днем поработал — вечером обсуждаешь проблемы и вопросы, с которыми столкнулся на работе.

Мы учим наших магистров видеть окружающую экономическую действительность во всей полноте многообразных связей и закономерностей. Наши магистры понимают, что сложные проблемы не имеют простых решений.

Они умеют критически анализировать экономические процессы и явления. Из наших стен они выходят с ясным пониманием того, что учиться, совершенствовать свои навыки и умения необходимо всю жизнь. И если мы продолжим тему рейтингов Forbes, то я уверена: в скором времени мы увидим в этих списках наших выпускников — как известных и успешных людей России.