Инвесторы «Азов-Сити» выступили против ликвидации игорной зоны
На правах рекламы, 19 июля
0
Инвесторы «Азов-Сити» выступили против ликвидации игорной зоны
Госдума рассмотрит законопроект о возмещении ущерба инвесторам игорных зон, по которому «Азов-Сити» не получит компенсации. Резиденты зоны считают предложение дискриминационным, а решение о ликвидации — неоправданным.

13 июля правительство РФ внесло в Государственную думу законопроект об отсутствии возмещения ущерба инвесторам игорных зон в случае ликвидации игорных зон через десять лет с момента их создания. Данное положение вступает в силу по истечении десяти лет со дня вступления закона в силу для всех игорных зон, кроме «Азов-Сити» в Краснодарском крае. На нее данная отсрочка не распространяется, а значит, убытки инвесторов возмещению не подлежат.

По оценкам одного из резидентов игорной зоны, если законопроект будет принят, владельцы казино «Азов-Сити» понесут 100-процентные убытки. «Речь идет о 6 млрд руб., инвестированных в объекты. С нашей точки зрения, это вопиющий факт нарушения прав инвесторов первой созданной в России игорной зоны», — прокомментировал ситуацию генеральный директор ООО «Роял Тайм» Вячеслав Макарушкин.

В законопроекте особо оговорено, что разрешение на осуществление игорной деятельности в игорной зоне «Азов-Сити» аннулируется органом управления игорной зоны не позднее 1 января 2019 года. Следовательно, с 1 января 2019 года ведение игорной деятельности будет невозможно.

При этом в проекте закона не приводится методика подсчета ущерба, нанесенного инвесторам игорных зон. Предлагаемые изменения создадут правовую неопределенность, посягают на частную собственность и противоречат гарантиям защиты прав бизнеса, считают представители инвестора.

«На наш взгляд, это подорвет репутацию Российской Федерации как благоприятного партнера в инвестиционной деятельности. В результате окажется под угрозой привлечение отечественных и зарубежных инвесторов в существующие игорные зоны. Также нам непонятны причины, по которым правительство РФ решило так явно дискриминировать права тех компаний, которые первые среди прочих решились на инвестирование в игорные зоны страны», — резюмировали в пресс-службе одного из резидентов «Азов-Сити».

Игорный бизнес и «Азов-Сити»: история казино в Щербиновском районе Кубани

С принятием федерального закона № 244-ФЗ в 2006 году азартные игры в России разрешили только на территории специально отведенных игорных зон. Игорная зона «Азов-Сити» на границе Краснодарского края и Ростовской области была создана в 2007 году. В 2009 году появились игорные зоны «Приморье» в Приморском крае и «Сибирская монета» в Алтайском крае, в 2014 году были сформированы игорные зоны на территории Республики Крым, в Калининградской области и городе Сочи.

Первая в России федеральная игорная зона строилась, в прямом смысле слова, в чистом поле — для создания «Азов-Сити» была выбрана территория в сельской местности в удалении от населенных пунктов и без какой-либо инфраструктуры.

На территорию зашли два инвестора — компании из Республики Татарстан и Краснодарского края. Первый резидент построил три очереди казино общей площадью 11 700 кв. м и гостиницу на 90 номеров, вторая компания владеет двумя казино. Общий объем инвестиций превысил 7 млрд руб., включая 1 млрд руб., вложенный властями Краснодарского края на создание инфраструктуры.

Предполагалось, что на этом развитие игорной зоны в Щербиновском районе Краснодарского края не остановится. В частности, в мае 2014 года инвесторы «Азов-Сити» направили в министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края программу развития на 2014–2018 годы. Общая сумма инвестиций до 2023 года должна была составить 50 млрд руб. Однако в итоге проекты заморозили из-за неопределенной судьбы зоны и перспектив ликвидации, связанных с внесением в 2014 году изменений в федеральный закон № 244-ФЗ.

Ликвидировать нельзя оставить

В июле 2014 года Госдума приняла поправки в закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Они разрешили создание игорных зон в Крыму и Сочи — и создали опасность ликвидации «Азов-Сити», так как законом предусматривается существование на территории субъекта РФ только одной зоны.

В конце января 2015 года появилась информация о том, что Минфин РФ готовит документы о ликвидации «Азов-Сити». Примерно в то же время резиденты кубанской игорной зоны получили письмо от министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности региона, в котором предупреждались о прекращении ее работы.

Точку в спорах и слухах поставил федеральный закон от 1 мая 2016 года о внесении изменений в 244-ФЗ. В документе определили, что игорная зона «Азов-Сити» подлежит ликвидации до 1 января 2019 года.

Примечательно, что в пояснительных документах к закону сказано, что казино не стали полноценно функционировать из-за удаленности от населенных пунктов. При этом «Азов-Сити» показывал стабильный прирост гостей и налоговых отчислений в бюджет региона.

За годы существования игорной зоны в Щербиновском районе ее резиденты уже заплатили в бюджеты различных уровней сумму свыше 2 млрд руб. А вследствие увеличения в Краснодарском крае с этого года ставки налога на игорный бизнес в два раза в будущем ежегодные отчисления в бюджет и фонды превысили бы 400 млн руб. в год, отмечают резиденты.

Бесконкурентная конкуренция

Резиденты и эксперты игорного бизнеса многократно высказывали точку зрения, что смысла в ликвидации зоны нет — «Азов-Сити» полноценно функционирует и приносит стабильную прибыль, а отчисления в бюджет всех уровней растут год от года.

Наибольшее значение казино имеют для близлежащих районов Краснодарского края — «Азов-Сити» предоставляет рабочие места для 1500 человек, с учетом мультипликативного эффекта — 2500 человек (занятых в смежных отраслях). 90% персонала состоит из местного населения: жителей Щербиновского, Ейского и Староминского районов. Эти муниципалитеты не могут похвастаться крупными перерабатывающими хозяйствами или производствами — альтернативой занятости может быть только агропромышленный сектор, который уже обеспечен работниками и не сможет удовлетворить потребность более чем в 1500 рабочих мест. Кроме того, по оценкам местных властей, именно действующая игорная зона стала одним из факторов, который позволил избежать оттока населения из Щербиновского района.

Варианты выхода из ситуации предлагали и представители бизнеса, и властные структуры. В частности, в августе 2014 году Минфин РФ представлял законопроект, который предусматривал сохранение «Азов-Сити». В министерстве отмечали, что ликвидация приведет к незапланированным тратам.

В том же году сотрудники казино направили губернатору Краснодарского края, должность которого тогда занимал Александр Ткачев, несколько писем с просьбой не допустить ликвидации кубанской игорной зоны.

В 2015 году с аналогичной просьбой выступили уже депутаты Щербиновского района, которые собирались направить ходатайство в Законодательное собрание Краснодарского края и администрацию региона.

Объекты, построенные в игорной зоне, не могут использоваться для других целей. Очевидно, что в связи с удаленностью «Азов-Сити» от крупных городов использование возведенных объектов по новому назначению невозможно, и немалые финансовые средства окажутся вложенными не в город развлечений, а в город-призрак, уверены резиденты.

Председатель правления саморегулируемой организации «Ассоциация букмекерских контор» Николай Оганезов ранее высказывал мнение, что нет никаких объективных причин ограничивать количество казино на Кубани. Работать они смогут все и будут востребованы, так как Краснодарский край — курортный регион.

«Пускай регион сам определяет количество игорных зон. Для этого есть все предпосылки на рынке. Пусть будет «Азов Сити», зона под Анапой, казино в Сочи. Это курортный регион. Они не будут друг другу мешать», — комментировал Николай Оганезов.

«Пускай регион сам определяет количество игорных зон. Для этого есть все предпосылки на рынке. Пусть будет «Азов-Сити», зона под Анапой, казино в Сочи. Это курортный регион. Они не будут друг другу мешать», — комментировал Николай Оганезов.

Аналогичное мнение высказывал заместитель генерального менеджера ООО «Домейн» Пол Эдвардс. Он рассказывал на официальной презентации перед открытием игорной зоны «Красная Поляна», что не рассматривает «Азов-Сити» в качестве конкурента.

«Игорная зона в Щербиновском районе расположена далеко, до нее трудно добираться. Более того, у нас разная целевая аудитория. В целом, я думаю, здоровая конкуренция только идет на пользу бизнесу, мы ее не боимся», — отмечал он.

Между «Азов-Сити» и «Красной Поляной» — расстояние более чем в 600 км, время в пути на автомобильном транспорте составляет десять часов.

«Целевая аудитория игорных зон также отличается: казино в Сочи рассчитано на VIP-сегмент, казино в «Азов-сити» посещают люди со средним достатком. География посетителей игорной зоны «Азов-сити» на 95% состоит из жителей Ростова и Ростовской области, а также центральной и северной частей Краснодарского края, в то время как клиенты казино в Сочи — жители Сочи и туристы, приезжающие на берег Черного моря или на горнолыжный курорт», — отмечает представитель одного из инвесторов «Азов-Сити».

Для дальнейшего развития игорных зон необходимо внесение в федеральный закон изменений, обеспечивающих правовую определенность, унифицированный подход ко всем игорным зона, существующим в России, и предоставляющих всем без исключений игорным зонам право на переходный период, сроком не менее трех лет с момента принятия правительством РФ решения о ликвидации игорной зоны, а также право на возмещение реальных затрат, осуществленных инвесторами, целесообразным представляется снятие ограничения на размещение только одной игорной зоны на территории субъекта федерации.

Внесение изменений позволит обеспечить стабильность, правовую определенность предпринимательской деятельности, что позволит привлечь прямые иностранные инвестиции в российскую экономику, будет способствовать появлению новых рабочих мест, увеличению доходов бюджета.