Взять высоту: как получить $200 тыс. на развитие стартапа
На правах рекламы, 23 июля
0
Взять высоту: как получить $200 тыс. на развитие стартапа
До 12 августа 2018 года продолжается прием заявок на конкурс стартапов «Первая высота». Главный приз — $200 тыс. плюс менторская поддержка организаторов конкурса.

На сайте Pervaya-vysota.ru идет набор проектов в третий конкурс стартапов «Первая высота», учрежденный консалтинговой компанией McKinsey & Company и инвестиционным фондом Winter Capital. Участвовать в конкурсе могут стартаперы из любой точки России — заявки принимаются до 12 августа. А 28 сентября победитель получит $200 тыс. от Winter Capital в обмен на 10% в проекте, а также менторскую поддержку учредителей в течение следующего полугода.

Кто и зачем придумал конкурс

Конкурс McKinsey и Winter Capital проходит с 2016 года, и каждый раз в нем участвуют сотни стартапов (в 2017 году — более 600). Создатели «Первой высоты» уверены, что именно такие проекты позволят российскому бизнесу двигаться вперед с учетом тенденций развития мировой экономики, — они способствуют появлению ярких инновационных идей, повышают интерес к предпринимательской деятельности в целом.

«Стратегия фондов Winter Capital, в первую очередь, фокусируется на инвестициях в компании, которые преодолели венчурный этап своего развития и находятся на стадии активного, но уже зрелого роста, — говорит Василий Николаев, управляющий директор Winter Capital Advisors, консультанта фонда Winter Capital Partners. — Однако мы прекрасно понимаем, что структура экономики меняется: инновации стремительно развиваются «с самого низа», молодые предприниматели с нуля создают бизнес-модели, которые набирают долю рынка и значительную стоимость в течение нескольких лет». Поэтому, подчеркивает Николаев, сейчас очень важны проекты, позволяющие российской экономике не потерять предпринимательский оптимизм и технологическую релевантность.

«Помогая новым проектам, мы ощущаем свой вклад развитие предпринимательства в России», — поддерживает коллегу Дмитрий Гаранин, партнер McKinsey. Он отмечает, что у компании есть и другие причины оказывать содействие конкурсу. «Работая с наиболее динамичными проектами в начале их пути, мы учимся у них скорости и решительности для своих клиентов — крупнейших организаций, — говорит Гаранин. — А сотрудничество с генеральными директорами и акционерами стартап-проектов позволяет всей нашей команде чувствовать себя максимально вовлеченной в решение наиболее актуальных вопросов».

По мнению Василия Николаева, для Winter Capital конкурс полезен в долгосрочной перспективе: «Даже если «Первая высота» не дает достаточно крупных инвестиционных проектов прямо сегодня, они могут появиться в скором будущем». Кроме того, отмечает Николаев, команде инвестиционного фонда очень важно «вариться в одном котле» с молодыми бизнесменами — это способствует профессиональному росту сотрудников.

Как это работает

Чтобы стать участником конкурса, нужно загрузить презентацию стартапа на сайт «Первой высоты» и сделать двухминутное видео о своем кейсе. Жюри, состоящее из партнеров McKinsey и Winter Capital и приглашенных экспертов (Евгений Якушкин, директор по стратегии Alibaba в России, Петр Федченков, основатель Instamart и INS Ecosystem), отберет полуфиналистов в онлайн-режиме, а вот полуфинал и финал конкурса пройдут «живьем», в офлайн-формате. Жюри оценит проекты по презентации команды и сессии Q&A.

Бизнес-эксперты выбирают победителя по следующим критериям: яркая бизнес-идея, сильная команда и возможность масштабирования бизнеса.

Всем этим показателям отвечали проекты победителей прошлых конкурсов «Первая высота». Среди них — стартап Heedbook (победитель-2017), который позволяет осуществлять автоматизированную оценку качества клиентского сервиса.

Heedbook анализирует эмоции клиентов с помощью веб-камеры и оценивает их лояльность — а значит, может стать отличной альтернативой скучному бумажному анкетированию клиентов и кнопкам с оценками. Компания пришла на конкурс с пилотным проектом, но без четкой бизнес-модели. И победа в конкурсе стала для команды Heedbook знаковым событием. Менторская поддержка позволила предпринимателям глубже проработать бизнес-процессы и скорректировать вектор развития компании.

Heedbook уже запустил пилотные проекты с «Почтой России», TUI и другими компаниями, подписал договоры о сотрудничестве с интеграторами Softline и Glowbyte. Также Heedbook стал резидентом «Сколково», интегрировался в платформу Microsoft Dynamics и получил статус участника Microsoft AI Inner Circle. Компания выпустила второй релиз своего продукта с расширенными функциями и разработала несколько новых программных услуг — например, сервис биометрической идентификации и контроля сотрудников. Готовятся к запуску пилотные проекты в нескольких банках, подписание контактов с телеком-компаниями и ретейлерами.

Другой пример — Particle, платформа для поиска, анализа и скрининга данных. У ее основателей на момент участия в конкурсе были только идея и прототип продукта. Проект оказался в числе победителей и получил деньги и менторскую поддержку. В итоге компания смогла построить детальный план развития, придумать, как можно применять новую технологию на глобальном уровне. Сейчас Particle ведет бизнес на две страны, работает с американскими хедж-фондами и компаниями.

«Опыт, накопленный нами за три года существования проекта, сегодня позволяет давать более конструктивный фидбэк проигравшим и оказывать более качественную менторскую поддержку победителям», — отмечает Василий Николаев.

Решить проблему с финансированием

«Первая высота» — один из немногих отечественных стартап-конкурсов, гарантирующих участникам получение не только подарков и советов, но и реального финансирования. В России есть отличные проекты, нацеленные на передачу опыта, образование бизнесменов, однако самый злободневный вопрос для всех стартаперов — финансирование.

Зарубежные конкурсные проекты решают эту проблему весьма активно. Так, например, TechCrunch Disrupt — конкурс стартапов на стадии создании прототипа продукта — поддерживает инновационные технологические кейсы. Проект проводится в США и иногда в странах Европы и Азии. Сначала предприниматели рассказывают о своей идее в шестиминутном видеоролике, затем отвечают на вопросы жюри. В финале нужно представить еще одну презентацию проекта. В итоге победитель конкурса получает $50 тыс.

Другой пример — Pioneers Festival, конкурс для технологических стартапов, который проводится весной в Вене. Победитель получает 100 тыс. А победители конкурса 7VPD — SevenVentures Pitch Day, организованного одноименным венчурным подразделением европейского медиа-гиганта ProSiebenSat, получают около $2–3 млн. Правда, не на руки. Таков, по оценкам экспертов, «рекламный бюджет» конкурсного приза — многочисленных публикаций и эфиров во всех СМИ медиахолдинга. По сути, это ворота в развитие любого бизнеса на всех европейских рынках.

В России стартап-культура только развивается и требует значительной поддержки: нужно мотивировать талантливых предпринимателей заниматься инновациями; люди должны быть уверены, что на новые бизнес-идеи существует спрос, отмечают организаторы «Первой высоты». По их мнению, подобные конкурсы могут стать отличным стимулом для появления в нашей стране эффективных стартапов — успешных проектов, которые могут внести серьезный вклад в развитие российской экономики.