«Персонифицированный подарок — возможность повысить лояльность клиентов»
На правах рекламы, 5 декабря
0
«Персонифицированный подарок — возможность повысить лояльность клиентов»
Основатель шоколадной фабрики «Конфаэль» Ирина Эльдарханова — о моде на индивидуальные подарки, шоколадных предпочтениях россиян и влиянии политики импортозамещения на рынок шоколада в России.

— В конце года уместно поговорить об индустрии подарков: что сегодня пользуется самым большим спросом у частных и корпоративных клиентов?

— Этот рынок — лакмусовая бумажка экономической ситуации в стране. В хорошие годы клиенты не скупятся на подарки друзьям, партнерам и сотрудникам, отдавая предпочтение скорее красивым, нежели функциональным презентам: сувенирам, разным милым безделушкам. В кризисное время компании начинают считать деньги и более тщательно относятся к выбору. В такие периоды традиционно пользуются спросом чай, мед, кофе, алкоголь, конфеты, фрукты, а также аксессуары и гаджеты, то есть то, что точно будет использовано или съедено. Менее эластичен спрос на подарки, связанные с продвижением и рекламой: брендированные блокноты, календари.

— Назовите ключевые тренды: чего клиенты хотят от производителей?

— Один из важнейших трендов последних лет — индивидуализация. На самом деле это явление характерно для всех рынков: люди устали от индустрии массового производства, они хотят видеть максимально кастомизированный продукт, сделанный специально для них. Соответственно, и компании в поисках корпоративных подарков стараются уйти от безликих сувениров, дарить что-то уникальное каждому партнеру, клиенту, сотруднику. Мы уже десять лет идем по этому пути, и один из наших самых востребованных продуктов в этой сфере — «Шоколадная телеграмма»: для каждого клиента в течение нескольких минут мы создаем личное послание из букв-конфет — от 20 до 96 символов.

Но мы пошли еще дальше. Недавно мы запустили проект коробки конфет SoloBox с персональным дизайном. Скажем, компания заказывает у нас 1000 шоколадных наборов, передает список своих сотрудников, и в итоге каждый из них получает именную коробку.

— В чем, на ваш взгляд, причина популярности кастомизированных подарков?

— Это возможность повысить лояльность сотрудников, партнеров и клиентов, шанс лучше запомниться. Ценность персонифицированного подарка выше обычного в разы. Человек понимает, что он получает не просто очередной рекламный носитель компании-работодателя или партнера, но видит время и усилия, которые были потрачены на его персону. Уверена, что это отличная возможность создать, развить и сохранить деловые и дружеские отношения.

— Какое место на рынке подарков занимает шоколад?

— Шоколад традиционно один из самых востребованных подарков к Новому году, как в корпоративном, так и в частном сегментах рынка. Правда, тут есть свои особенности: встает вопрос, что мы называем шоколадом. Например, у многих людей до сих пор есть привычка советских времен готовить детям к празднику мешок со сладостями: и чем сильнее хотят угодить, тем тяжелее вкусный пакетик. Зачастую определяющим фактором выбора «начинки» становится цена за килограмм. Еще буквально два-три года назад в России остро поднимался вопрос о качестве и составе конфет, попадающих в детские подарки. Порой там встречались конфеты с алкоголем, искусственными красителями и прочими вредными веществами. К сожалению, тема натуральности детских новогодних подарков актуальна до сих пор.

— И насколько сегодня в России востребован качественный шоколад?

— Вообще есть такой показатель: потребление настоящего шоколада, состоящего всего из трех ингредиентов — какао-масло, какао тертое и сахар, — отражает уровень жизни населения в стране. Так, в Швейцарии на человека приходится 12–13 кг настоящего шоколада в год, а в России, к сожалению, всего 5 кг. В нашей стране премиальный шоколад остается уделом гурманов и тех, кто заботится о своем здоровье и строго подходит к составу продукта. Здесь ключевую роль играет известность торговой марки и уровень доверия клиентов к ней. Большинство же россиян отдают предпочтение эконом- (и тут критерий один — цена) и среднему сегменту. Покупатель старается за адекватные деньги найти что-то вкусное и необычное, попробовать новинку. Главные факторы выбора бренда: соотношение цена-качество, вкус, новизна и дизайн. При этом состав продукта уходит на второй план.

— Много ли новых брендов в отечественной индустрии шоколада?

— По моим наблюдениям, сколько брендов выходит на рынок, столько и уходит. Многим молодым производителям не удается удержаться на плаву: в первую очередь тем, кто выпускает премиальный, высококачественный продукт. Их аудитория в кризисные годы сокращается, потому что нужно время для наработки аудитории, но желания прожить этот период у них нет, и те, кто не готов идти на компромисс по составу и выпускать дешевые суррогатные продукты, принимают решение закрыться. Кроме того, в последнее время появляется очень много новых фабрик, ориентированных на рынок Китая. В этот сектор сейчас стремятся множество неопытных предпринимателей.


— Российский шоколад пользуется спросом в Китае?

— Сейчас мы переживаем настоящий экспортный бум, привлекающий внимание даже непрофильных игроков. Дело в том, что китайцы до недавнего времени никогда не ели сладостей: ни конфет, ни мороженого, ни шоколада. Но сегодня границы стираются, многие жители Поднебесной ездят по миру, пробуют новые продукты. И кондитерский рынок в Китае — это огромная, емкая, абсолютно пустая ниша, занять которую, скорее всего, получится у России, еще, возможно, у Казахстана и Белоруссии. В этом я вижу некоторую проблему, поскольку китайцы вряд ли смогут теперь ассоциировать российский шоколад с натуральностью и качеством — например, как бельгийский шоколад. Дорвавшись до свободного рынка, российские производители за короткое время уже успели сформировать представление о нашем продукте как об очень дешевом и доступном. И, на мой взгляд, чтобы уместиться в ценовые рамки, установленные сегодня на экспортируемый из России шоколад, нужно буквально смешивать сахар с водой и использовать далеко не самое качественное сырье. Обидно, что практически нет российских компаний, которые изготавливали бы действительно качественный шоколад для экспорта.

— А что происходит с импортом шоколада в Россию: чувствует ли рынок положительное влияние политики импортозамещения?

— Я бы не назвала это влияние глобальным. Для производителей, работающих в эконом- и среднем ценовых сегментах, положительную роль сыграло прекращение импорта из Украины. Много лет Ассоциация кондитерских изделий АКОРТ пыталась лоббировать это решение на законодательном уровне. Поскольку сахар на Украине стоит дешевле, то ввозимые оттуда изделия буквально «душили» отечественное производство. Тут политическая обстановка положительно отразилась на нашем рынке: в отсутствие украинских конкурентов российские компании смогли увеличить производство и заместить ушедших с рынка игроков.

Что касается импорта из стран Западной Европы, то он также сократился. Но это скорее негативный фактор, поскольку европейцы поставляли на наш рынок преимущественно высококачественное печенье и дорогой шоколад. На мой взгляд, премиальные бренды французских, бельгийских, немецких производителей помогали россиянам понять, каким должен быть настоящий шоколад. Думаю, что как только нам удастся преодолеть текущий геополитический кризис и экономическая ситуация наладится, европейские бренды нарастят свое присутствие в России.

https://www.confael.ru/