Как искусство и технологии помогают бороться с болью
На правах рекламы, 6 декабря
0
Как искусство и технологии помогают бороться с болью
В Москве открылась выставка современного искусства «Прорыв»: это часть проекта «Такеда. Боль и Воля», поддерживающего развитие паллиативной помощи и новых технологий в медицине.
Фото: Пресс-служба

Выставка, открытие которой состоялось 28 ноября, была организована фармацевтической компанией «Такеда» совместно со Строгановским училищем (МГХПА им. С.Г. Строганова) и Фондом культуры «Екатерина». Она демонстрирует, как технологии и современное искусство могут привлечь внимание к качеству жизни пациентов, столкнувшихся с серьезными заболеваниями. Это уже третья выставка в рамках масштабного социально-культурного проекта «Такеда. Боль и Воля», инициированного в 2016 году. Экспозиция состоит из двух частей: на втором этаже выставлены работы известных современных художников, большая часть которых была создана специально для этого проекта, на первом — картины и графика лауреатов и участников международного творческого конкурса среди учащихся вузов и художественных училищ «Такеда. Art/Help. Прорыв».

«Такеда» — международная фармацевтическая компания. На протяжении последних пяти лет мы каждый год представляем на российский рынок новые лекарственные препараты из разных областей медицины, — говорит генеральный директор «Такеда Россия», глава региона СНГ, Андрей Потапов. — Компания также ведет активную социальную деятельность. Проект «Такеда. Боль и Воля» важен и необычен тем, что с помощью искусства мы стараемся привлечь внимание общества, государства, медицинского сообщества к теме паллиативной помощи и медицинских инноваций».

Самая крупная работа на втором этаже выставки — инсталляция Ольги и Олега Татаринцевых, посвященная российскому генетику Владимиру Эфроимсону. Ученый был первым в научном сообществе, кто выдвинул идею гена альтруизма (статью из «Нового мира», где он пишет об этом, кстати, также можно увидеть в выставочном зале). «Татаринцевы работают с темой методов подавления личности и противодействия им, — рассказывает куратор проекта Михаил Сидлин. — Об Эфроимсоне они узнали от его ученицы — писательницы Людмилы Улицкой. Тут напрямую связаны наука, искусство, литература и идея помощи людям».

Среди других экспонатов — биоморфный объект Дмитрия Каварги из пластика и металла, триптих Аристарха Чернышева «Критически важное обновление» с «недозагрузившимся» 3D-автопортретом, скульптура Григория Орехова, с помощью нескольких пластиковых яиц и зеркала создавшего аллюзию на «Бесконечную колонну» Бранкузи, триптих Макса Орлицкого «Пастушка и овцы», где соединились авангардная мода и киберпанк.

На первом этаже можно увидеть более 70 произведений, участвовавших в конкурсе «Такеда. Art/Help. Прорыв», который в этом году впервые вышел на международный уровень: в нем приняло участие 220 студентов из 25 стран и 72 городов. «Мы решили именно так назвать конкурс, потому что мир вокруг нас меняется очень быстро и прорыв происходит во всех сферах человеческой жизни, — говорит Андрей Потапов. –За последние несколько десятков лет благодаря развитию технологий и появлению новых препаратов мы смогли победить многие болезни. Прорыв важен в искусстве, потому что искусство несет новые эмоции. В этом смысле, медицина и искусство очень близки. Задача медицины — облегчить боль человека, задача искусства — дать новые ощущения от жизни».

Победила в конкурсе работа «Голубая кровь» Виктории Киридон, третьекурсницы художественного факультета Красноярского государственного института искусств. Тема произведения — фантазия о будущем, где ребенок растет не в утробе матери, а в специальной капсуле, к которой он подключен проводами. Второе место разделили Акритиду Пинелопи, визуализировавшая микробы и клетки, и Анагит Цатурян, которая сама пережила тяжелую болезнь и вынуждена была шесть месяцев носить респираторную маску. Навсегда запомнившийся момент освобождения от нее и вдохновил художницу на создание картины.

Третье место заняли Олег Комаров с серией абстрактных работ, вдохновленных иллюстрациями из патогистологического атласа, Кристина Капелюх с изобретательным рисунком на тему взаимосвязи между медициной, телом и душой, и Елена Черткова, нарисовавшая мальчика и собаку с высокотехнологичными протезами. Специальный приз компании «Такеда» достался Анастасии Кайзер за работу «Делай добро», где красная нить соединяет две руки, чтобы получилась общая «кровеносная система» добра, любви и участия. «Организуя эту выставку, мы хотели, чтобы люди вокруг нас обратили внимание на тех, кто страдает, необязательно от нехватки лекарств, часто от недостатка заботы, — рассказывает Андрей Потапов».

По данным председателя правления «Российской ассоциации паллиативной медицины», советника генерального директора Национального медицинского исследовательского центра радиологии профессора Георгия Новикова, в паллиативной медицинской помощи сейчас нуждается более миллиона наших сограждан. Причем только треть из них — онкологические больные, есть также пациенты с различными диагнозами в области кардиологии, ревматологии, неврологии, пульмонологии, психиатрии, а с недавних пор и гериатрические пациенты. Потребность в паллиативной медицинской помощи может составлять от одного дня до нескольких лет, она может быть как первичная, так и специализированная.

Говоря о прорыве в сфере паллиативной медицины, профессор Георгий Новиков отмечает, что сегодня пациентам облегчили доступ к неинвазивным пролонгированным анальгетикам, врачам стало проще их назначать. Организатор выставки, компания «Такеда», считается одним из лидеров производства таких препаратов. Другая стратегическая область для «Такеда», где ведется большое количество разработок, — онкология. Уже выпущено два инновационных препарата: для лечения лимфомы Ходжкина и множественной миеломы. На подходе новые продукты в области солидной онкологии, которые расширят возможности современной фармакотерапии.