Текст: Яна Комарова
Партнер проекта
Цифровое портфолио
Как онлайн-образование помогает компаниям найти идеальных работников
Photo: Getty Images
Photo: Сергей Гнусков, НИТУ «МИСиС»
Нанять мотивированного, подготовленного сотрудника с опытом — мечта HR-отдела любой компании. Онлайн-образование дает для этого новые возможности: теперь в объявлениях о вакансиях можно указывать те онлайн-курсы, которые успешный соискатель должен пройти.

«EdTech-оптимизм» захлестнул мир в 2012 году. Тогда были основаны Coursera и edX — самые известные сейчас платформы для онлайн-обучения. До этого университеты выкладывали в интернет отдельные лекции, но агрегатора с удобным интерфейсом, системой оценки и каталогом курсов самых разных вузов еще не существовало.

Инвесторов и пользователей захватила идея, что любой человек в любой точке мира, независимо от достатка, может проходить курсы лучших университетов — Стэнфорда, Принстона, Колумбийского университета. Меньше чем за год Coursera набрала почти 2 млн пользователей, удивив даже своих создателей, которые не ожидали такого эффекта.

За шесть лет идея открытого образования успела трансформироваться. Оказалось, что порог входа на такие платформы слишком низок — зарегистрироваться может любой, но мотивации, чтобы пройти курс до конца, у подавляющего большинства не хватает. Чтобы обеспечить эту мотивацию, новые e-learning-компании продвигают сопровождаемое обучение с куратором или тьютором, а рекрутинговые платформы покупают образовательные стартапы, чтобы стимулом к обучению было развитие карьеры.

Никто не сомневается, что онлайн в образовании будет развиваться, дополняя традиционное образование.

По оценкам EdTechXGlobal и Global Market Insights, объем рынка онлайн-образования в 2016 году составлял $165 млрд, а к 2020 году достигнет $252 млрд. В 2017 году мировые инвестиции в EdTech поставили очередной рекорд — $9,5 млрд, на 30% больше, чем в 2016 году.
2016 год, руб.
Объем образовательного
рынка
Доля частного бизнеса
Доля онлайн-образования
2021 год, руб.
1,8 трлн
352 млрд
21 млрд
2 трлн
385 млрд
53 млрд
Как будет расти рынок онлайн-образования
в России
Источник: исследование ФРИИ, НИУ ВШЭ и «Нетология-групп»
объем образовательного
рынка
доля частного бизнеса
доля онлайн-образования
Photo: Мария Бродская, НИТУ «МИСиС»
Но и на мировом, и на российском рынке активнее всего будет расти сегмент корпоративного обучения. Компании будут искать удобные форматы обучения для сотрудников, а сами сотрудники — возможности для развития карьеры.
Карьера как мотивация
Photo: Unsplash
По подсчетам прошлогоднего исследования HeadHunter:
105 млрд руб.

стоимость рынка корпоративного обучения в России; доля онлайна в нем невысока и составляет около 7 млрд руб., причем 4,5 млрд из них тратят слушатели, 2,5 млрд — сами компании
95% компаний

практикующих обучение своих сотрудников, являются крупными
63% компаний

намерены обучать всех без исключения сотрудников в России
70% компаний

планируют использовать для обучения сотрудников digital-инструменты
Вместо традиционных офлайновых программ компании выбирают «микрообучение» с коротким интерактивным контентом, в обучении активно используется принцип кроссплатформенности — мобильные телефоны, планшеты, а также широкий круг приложений и технических новинок — виртуальная реальность, чат-боты и другие технологии, говорится в исследовании.

Например, в МТС в онлайн-формат переведено почти 80% всего обучения в компании. Основные направления — развитие продуктов, лидерство, инновации, рассказывает генеральный директор корпоративного университета МТС Оксана Кухарчук. Помимо всех остальных плюсов онлайн-образование более адаптивно, добавляет Оксана Кухарчук: онлайн-курс можно подобрать исходя из возраста, психологического типа, подготовленности сотрудника.

Но даже у крупных компаний не всегда есть нужные для развития онлайн-образования технологии, поэтому они часто выбирают себе партнеров: например, в этом году крупнейший российский работодатель РЖД и банк ВТБ заключили контракт с «Нетологией» — одним из ведущих игроков на рынке российского EdTech. ВТБ закупил у «Нетологии» набор видеокурсов по управленческим навыкам для размещения в собственном мобильном приложении «Вектор».




«Онлайн-курс можно подобрать исходя из возраста, психологического типа, подготовленности сотрудника»

Photo: Сергей Гнусков, НИТУ «МИСиС»
Корпоративный университет Сбербанка сотрудничает с платформой Coursera — на ней размещены курсы «Риск-менеджмент» и «Банковское дело и финансы».

«Разработка каждого такого курса может стоить до 4−5 млн руб., — говорит Игорь Баранов, проректор по учебно-методической работе и прикладным исследованиям корпоративного университета Сбербанка. — Это немалые деньги, но они в любом случае меньше затрат на направление в многочисленные вузы-партнеры сотрудников банка для преподавания этих базовых дисциплин. Более эффективно повысить уровень преподавания базовых дисциплин можно, инвестируя в разработку качественного электронного курса, который будет содержать действительно актуальный для банка, и при этом регулярно обновляемый учебный материал и задания для проверки знаний». Сейчас корпоративный университет Сбербанка прорабатывает возможность интеграции своего обучающего контента в реестр онлайн-курсов платформы проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

Передача знаний на расстоянии
Как развивалось дистанционное обучение
XVIII век
В Европе появилась почтовая связь, вслед за ней возникло «корреспондентское обучение», когда учащиеся получали учебные материалы по почте, а экзамены сдавали доверенному лицу или в виде научной работы. Первые заочные школы обучали стенографии и иностранным языкам.


Photo: Getty Images Russia


1881
В США в Чикагском университете появились первые дистанционные образовательные курсы, затем дистанционное обучение появилось в Канаде — в Королевском университете в Кингстоне. В Китае заочные курсы появились в начале 1900-х.


Photo: Getty Images Russia


2007
Калифорнийский университет в Беркли стал первым в мире образовательным
учреждением, которое опубликовало видеозаписи полных курсов лекций на YouTube. До этого на Youtube, основанном в 2005 году, публиковались только фрагменты или отдельные лекции.



Photo: Getty Images Russia


2008
Американская компания Proctor U впервые применила технологию прокторинга, которая позволяет верифицировать личность студента и наблюдать за ним во время экзамена.
Развитие таких технологий повысило доверие к результатам онлайн-обучения.


Photo: Proctor U


2012
Появились платформы для массовых открытых онлайн-курсов (МООК) — Coursera, Udacity. Новые платформы позволили дистанционному образованию быть массовым: у каждого ученика появился личный кабинет, доступ к материалам курса и интерактивным формам общения с другими студентами. Все это вызвало небывалый всплеск интереса к онлайн-образованию.


Photo: Сергей Гнусков, НИТУ «МИСиС»


2015
Запущена Национальная платформа открытого образования — современная образовательная интернет-платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими университетами — МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и ИТМО.


Photo: Сергей Гнусков, НИТУ «МИСиС»



2017
Стартовал приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». В рамках реализации проекта создан информационный ресурс-агрегатор, который объединяет студентов, вузы, обучающие онлайн-платформы и работодателей. Онлайн-курсы, включенные в реестр ресурса, проходят многоступенчатую оценку качества, включая психометрическую экспертизу, внедряется система прокторинга, каждый обучающийся может формировать на основе своих достижений цифровое портфолио.


Photo: Сергей Гнусков, НИТУ «МИСиС»




Left
Right
Сертификат как подтверждение пройденного курса — крайне важный параметр для работодателя, говорит Игорь Баранов: «Это значит, что человек готов учиться, готов прилагать усилия. Мы знаем, что доля закончивших обучение по дистанционным курсам, если только они не являются частью обязательной программы вузов, крайне невысока. Если кандидат на позицию в банке завершил свое обучение по электронному курсу в дополнение к вузовской программе, для многих работодателей этот факт будет важным индикатором способности саморазвиваться и успешно завершать начатые проекты».

Малый и средний бизнес сможет выбирать курсы для своих соискателей из числа существующих, а крупный — интегрировать свои обучающие активы в реестр портала «Современная цифровая образовательная среда в РФ».
Оксана Кухарчук
Директор корпоративного университета МТС
Россия, наверное, единственная страна в мире, где создано такое большое количество корпоративных университетов. Это говорит о том, что высшее образование не всегда отвечает запросам, которые есть у бизнеса.
Если говорить об МТС, то в последние годы у нас произошел прорыв в онлайн-образовании. Наши сотрудники проходят корпоративные курсы об инновациях, управлении продуктом, лидерству. Онлайн становится основным инструментом для обучения, поскольку у компании бизнес — от Владивостока до Калининграда. С другой стороны, онлайн позволяет не только управлять расходами на обучение, но и делать курсы эффективнее и интереснее, адаптировать их под разный возраст, различные психологические типы. При помощи дистанционного обучения мы формируем в компании культуру непрерывного образования и постоянного развития.
Дмитрий Завражный
Директор филиала ПАО «РусГидро» — корпоративный университет гидроэнергетики (КорУнГ)

Подход к обучению с учетом личностных и профессиональных особенностей обучаемых работников дает намного больший эффект по сравнению с классическим обучением в группах, когда преподавателю (тренеру) не хватает времени, чтобы уделить каждому слушателю необходимое внимание.
Подход к обучению с учетом личностных и профессиональных особенностей обучаемых работников дает намного больший эффект по сравнению с классическим обучением в группах, когда преподавателю (тренеру) не хватает времени, чтобы уделить каждому слушателю необходимое внимание. Онлайн-обучение в России делает первые шаги в этом направлении, применяя различные средства и методики — «конструктор» курсов и индивидуальных программ обучения, использование входного тестирования внутри курсов для выстраивания индивидуальной траектории развития. Но и эти шаги уже позволяют сделать обучение максимально персонализированным и эффективным.

Большой массив данных, который собирают современные системы дистанционного обучения (СДО), можно использовать для глубинного анализа. Он позволяет выявить наиболее проблемные места в знаниях работников, которые в дальнейшем можно скорректировать или полностью устранить. А сравнение данных после успешно завершенного обучения с результатами трудовой деятельности до прохождения курса позволит работодателю сделать объективную оценку эффективности той или иной электронной программы или всего онлайн-обучения в целом. При очном обучении такой анализ проводить значительно сложнее.

Андрей Лямин
Начальник департамента открытого образования университета ИТМО
Идея проекта «Современная цифровая образовательная среда» зрела многие годы. Мы видели тенденции, которые происходят в глобальном образовании: стали появляться платформы онлайн-обучения, университеты стали публиковать онлайн-курсы высокого качества, и это оказалось востребованным.
Мы поняли тренд и те возможности, которые он дает. Одна из таких возможностей заключается в построении индивидуальных образовательных траекторий и формировании персонализированных учебных планов.

Основа проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» — это ресурс «одного окна», куда попадают курсы, прошедшие обязательную проверку экспертного сообщества, включая представителей работодателей и университетов.

Первым этапом для нас было высшее образование, сейчас приоритетное направление — развитие в корпоративном секторе с возможностью для их представителей размещать свои курсы на ресурсе «одного окна», получать информацию об обучающихся и публиковать свои вакансии. Обучающиеся могут пополнять свое цифровое портфолио и увеличивать шансы получить желаемую работу.

Игорь Баранов
Проректор по учебно-методической работе и прикладным исследованиям корпоративного университета Сбербанка
На рынке труда существует колоссальная информационная асимметрия.
Выпускник школы или даже программы бакалавриата вуза хочет осознанно выбирать профессию и необходимый для нее образовательный путь.
Для этого выпускнику нужна информация не только о программах обучения, но и о том, что происходит с выпускниками этих программ, — где они работают, насколько быстро трудоустраиваются, какая у них средняя заработная плата. Получить объективные ответы на эти вопросы крайне важно для выбора профессии и сферы работы. Создание таких агрегаторов, как «Современная цифровая образовательная среда в РФ», может понизить асимметрию информации на рынках труда и обучения при условии независимости поставки информации от узких интересов работодателей или вузов.
Как устроена Современная цифровая образова-тельная среда
Как устроена современная цифровая образова-тельная среда
Photo: Сергей Гнусков, НИТУ «МИСиС»
«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» — это приоритетный государственный проект в области образования, реализуемый ведущими отечественными вузами и представителями EdTech-бизнеса под эгидой Министерства науки и высшего образования.

В рамках проекта в конце 2017 года был запущен информационный ресурс-агрегатор, объединяющий обучающие онлайн-платформы, вузы, работодателей, студентов и слушателей онлайн-курсов и предлагающий пользователям целый спектр услуг в режиме «одного окна».

Услугами платформы могут пользоваться и вузы, и студенты, и отдельные слушатели любого возраста и уровня подготовки, а с недавних пор и компании-работодатели.

Идея в том, чтобы обучающиеся на онлайн-курсах могли получать цифровые сертификаты, подтверждающие получение знаний, и сохранять их в своем личном кабинете, а вуз или работодатель могли при необходимости запросить у слушателя доступ к этому цифровому портфолио.
Сейчас с ресурсом интегрировано больше 20 образовательных онлайн-платформ, доступны около 600 онлайн-курсов, в орбиту приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» входит более ста вузов.

Следующий шаг — развитие корпоративного обучения с опорой на накопленный потенциал проекта. Для этого уже разработано несколько основных инструментов, в том числе цифровое портфолио слушателей, личные кабинеты учебных организаций и компаний-работодателей. Пользователи с помощью функционала ресурса могут сохранять в цифровом портфолио свидетельства личных достижений (дипломы, сертификаты и т.д.), просматривать вакансии работодателей и откликаться на них. Представители учебного заведения следят за успеваемостью студентов и слушателей, выдают сертификаты. Планируется интеграция кабинета с электронным документооборотом учебной организации. Особые возможности ресурс «одного окна» открывает перед работодателями.

1. Компания регистрируется в системе, при необходимости интегрирует собственные корпоративные онлайн-курсы, например, по управленческим навыкам или Data science.
Как работает личный кабинет работодателя на портале «Современная цифровая образовательная среда в РФ»
2. После регистрации компания может размещать в системе вакансии, указывая, что успешный кандидат должен иметь сертификат, например, курса по управленческим навыкам.
3. Система сама может рекомендовать компании пользователей, уже прошедших эти курсы.
4. Соискатели, откликнувшиеся на вакансию, могут подтвердить полученные навыки электронным сертификатом.
Photo: Unsplash
Сертификат как подтверждение пройденного курса — крайне важный параметр для работодателя, говорит Игорь Баранов. «Это значит, что человек готов учиться, готов прилагать усилия, — отмечает он. — Мы знаем, что доля закончивших обучение по дистанционным курсам, если только они не являются частью обязательной программы вузов, крайне невысока. Если кандидат на позицию в банке завершил свое обучение по электронному курсу в дополнение к вузовской программе, для многих работодателей этот факт будет важным индикатором способности саморазвиваться и успешно завершать начатые проекты».
Зарубежный опыт
В мире уже есть примеры такой интеграции рекрутинга и образования. В апреле этого года европейская рекрутинговая компания Adecco за $413 млн приобрела обучающий стартап General Assembly, который специализировался на онлайн-тренингах по программированию, менеджменту и дизайну. Теперь Adecco рассчитывает предлагать своим клиентам обучение по самым нужным им и востребованным на рынке «скиллам», которые помогут им в развитии карьеры.

Еще один пример — компания Pluralsight. Ее основной продукт — онлайн-обучение для профессиональных ИТ-разработчиков. У компании есть специальная система аналитики Pluralsight IQ, которая позволяет определить пробелы каждого сотрудника, подобрать ему нужные курсы и следить за его прогрессом. В мае 2018 года Pluralsight вышла на IPO и была оценена почти в $2 млрд.
Photo: Unsplash
Оценка качества онлайн-курсов
и идентификация обучающихся
Photo: Сергей Гнусков, НИТУ «МИСиС»
Личный кабинет работодателя не единственный сервис, который предлагает корпоративным клиентам портал «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

Для того чтобы оценить качество своих онлайн-курсов, размещенных на платформе, компании смогут воспользоваться сервисом психометрики. С его помощью можно будет понять, насколько легко материал усваивается, где слушатель вовлечен активно, а где заскучал. На практике это выглядит так: обучающая платформа собирает логи поведения слушателей во время взаимодействия с онлайн-курсом. Затем эти логи загружаются на серверы автоматического сервиса психометрической экспертизы, обрабатываются и трансформируются в рекомендации по улучшению контента. Если компания выполнила рекомендации, то рейтинг курса на платформе «Современная цифровая образовательная среда в РФ» повышается, а сам курс получает специальную отметку в паспорте о прохождении психометрической экспертизы.

Корпоративным заказчикам такой инструмент нужен, подтверждает Игорь Баранов. Сбербанк для оценки своих курсов использует сторонний ресурс «Курсометр», который оценивает более ста показателей, например отслеживает, на какой минуте видео пользователь нажал на паузу или сколько времени на самом деле ушло на его просмотр. На платформе «Современная цифровая образовательная среда в РФ» функция психометрики уже встроена и не требует использования дополнительных ресурсов.




«С помощью сервиса психометрики можно будет понять, насколько легко усваивается материал, где слушатель вовлечен активно, а где заскучал»

Photo: Сергей Гнусков, НИТУ «МИСиС»
При помощи сервиса прокторинга, который реализуется платформами — участниками проекта, компания сможет удостовериться, что онлайн-курс прошел именно конкретный зарегистрированный пользователь и сделал это честно. Это достигается в том числе и при помощи сверки биометрических данных (изображения с веб-камеры), а также анализа поведения слушателя во время выполнения контрольных заданий, что предупреждает попытку списать или воспользоваться другой помощью.

В целом такой агрегатор поможет снизить колоссальную информационную асимметрию, которая присутствует на рынке труда, полагает Игорь Баранов.

Для бизнеса «Современная цифровая образовательная среда в РФ» открывает самые широкие перспективы, считает Дмитрий Завражный, директор корпоративного университета гидроэнергетики «РусГидро» (КорУнГ).
«Это и единый доступ к образовательным ресурсам, и огромный спектр курсов по всевозможным направлениям обучения, которые прошли профессиональную экспертную оценку, — говорит он. — И что не менее важно, это существенная экономическая выгода для компаний, так как они смогут сократить затраты на разработку базовых курсов по развитию soft skills работников и перераспределить эти средства на модернизацию и развитие обучения внутри компании».
Самые востребованные
онлайн-курсы

Языковое обучение
Обучение языкам — одно из самых перспективных направлений для развития онлайн-образования. Объем этого рынка — 31 млрд руб., сейчас доля онлайна в нем одна из самых высоких — 7%. Большая часть аудитории (76%) учит английский язык.


Photo: Unsplash


Повышение квалификации
Объем рынка дополнительного образования для взрослых — 105 млрд руб. На онлайн-образование приходится чуть меньше 7%. Больше всего аудитория доверяет дополнительным вузовским программам и коммерческим курсам и тренингам.


Photo: Сергей Гнусков, НИТУ «МИСиС»


Школьное дополнительное
Если в общем школьном образовании доля онлайна исчезающе мала, то в дополнительном она составляет около 3%. Самые востребованные предметы — иностранные языки, русский и математика. Онлайн-репетиторство будет развиваться, и к 2021 году его доля вырастет больше чем в два раза, до 7%.


Photo: Сергей Гнусков, НИТУ «МИСиС»



Высшее образование
Доля онлайна в самом большом, вузовском сегменте образовательного рынка (он составляет в России 386 млрд руб.) пока невысока — всего около 2%, или 7 млрд руб.


Photo: Сергей Гнусков, НИТУ «МИСиС»



Left
Right