Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Куда уходит Польша

Фото: Fotolia/Photoxpress
Фото: Fotolia/Photoxpress
1989 год: Берлинская стена еще не разрушена, Чехия и Словакия составляют единое государство, функционирует Совет экономической взаимопомощи, а в Польше уже начался процесс, который позже получил название «польская трансформация».

Особенности реального 
социализма

В советские времена Польская Народная Республика сильно отличалась от остальных стран социалистического лагеря. В частности, активной внешней торговлей со странами Западной Европы. А также развитым частным сельскохозяйственным сектором: на долю крестьянских хозяйств приходилось до 80% производимой в стране аграрной продукции. Даже в суровую эпоху развитого социализма (в Польше он назывался «реальным») земля не была национализирована. Власти были вынуждены терпеть частников в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, сфере услуг, торговле и даже здравоохранении. В результате 
к 1989 году, когда в Польше начались экономические реформы, здесь уже был сформирован многомиллионный класс предпринимателей.

Это позволило стране достаточно быстро акклиматизироваться к новым экономическим реалиям. Период рецессии в Польше стал самым коротким из всех стран бывшего социалистического лагеря и составил всего три года — 
с середины 1989-го до середины 1992-го. И хотя этот период был очень тяжелым — ВВП страны упал на 20%, сменилось восемь правительств, росло недовольство населения, которое считало, что власти не имеют внятной программы развития, — именно в те годы были заложены современные либеральные принципы хозяйственной деятельности.

Сегодня на малый и средний бизнес в Польше приходится до 66% ВВП. Предпринимателей активно поддерживает государство, предоставляя им льготные кредиты. Кроме того, в стране существует система дотаций и субвенций, например в аграрном секторе. Только за последние десять лет крестьяне получили господдержку в размере более $65 млрд.

Экспортная карта

С 1994 года показатели ВВП Польши демонстрировали только положительную динамику. Даже в кризисные годы: в 2008 году ВВП увеличился на 4,8%, в 2009-м — на 1,8%, в сумме за 2008–2013 годы — на 19,8%. Ну, а за все 25 лет «польской трансформации» экономика страны выросла вдвое и по этому показателю занимает одно из лидирующих мест в Европе.

Огромную роль в польской экономике всегда играл экспорт. За 1991–2014 годы его объем увеличился в 15 раз, до $220 млрд. При этом на продовольствие приходится лишь $27 млрд. Далеко не все знают, что Польша выступает активным экспортером трамваев, автобусов, поездов и яхт. А по производству дронов страна находится на третьем месте после США и Израиля. По прогнозам польского правительства, в этом году объем экспорта увеличится на 8%.

Экономическая зарубежная экспансия — одно из самых больших достижений Польши со времен падения коммунизма, считают авторы доклада «Зарубежная экспансия польских фирм. Достижения, амбиции, перспективы», подготовленного консалтинговой компанией Grant Thornton (GT). В экспорте значительно уменьшилась доля сырья и выросла доля компонентов и конечных изделий. «В Польше сейчас действует 60 тыс. фирм, которые получают доходы от внешнеэкономической деятельности. По данным Главного комитета по статистике Польши, в 2014 году польские товары продавались в 218 странах мира, в том числе столь экзотических, как Экваториальная Гвинея, Кокосовые острова или Кирибати», — подчеркивают авторы доклада.

Покупатели в ассортименте

Главным потребителем польских товаров, конечно же, выступают страны Евросоюза (Польша вошла в состав ЕС в 2004 году): на их долю приходится 77% продаж. 25% всего экспорта уходит в соседнюю Германию. Сопоставимый объем экспорта приходился на нашу страну в советские времена: например, в 1990-м — 20,8%. Современная Россия занимает в польском экспорте лишь 10-е место. Продуктовое эмбарго не способствовало росту товарооборота — его объем между странами по итогам 2014 года составил $23 млрд (для сравнения: объем торговли между Польшей и Германией превышает $100 млрд в год). В 2015-м показатели будут еще ниже. По данным министра-советника посольства Республики Польша в России Марека Очепки, товарооборот между нашими странами за семь месяцев составил $8,4 млрд.

По оценке экспертов Grant Thornton, к 2020 году польский экспорт вырастет на 35,6%, то есть в среднем будет увеличиваться на 5,2% в год. Авторы доклада также прогнозируют, что в ближайшие годы в польской внешней торговле будет продолжаться географическая переориентация. Это означает, что в экспорте будет возрастать доля новых и уменьшаться доля нынешних рынков. Так, доля ЕС будет сокращаться, а значение Северной и Южной Америки для польских производителей увеличится. По прогнозам Grant Thornton, в 2015–2020 годах продажи польских фирм в обеих Америках возрастут на 45,3%, благодаря чему доля этого направления в структуре экспорта увеличится с 3,3 до 4,2%.

Важным направлением экспансии польских экспортеров окажутся европейские страны вне ЕС: Норвегия, Сербия, Черногория и Белоруссия. Эксперты Grant Thornton считают, что польский экспорт на эти рынки вырастет в 2015–2020 годах на 42,4%. В результате доля указанных стран в структуре польской внешней торговли увеличится с 12,2% до 14,5%.

Искать новые рынки Польшу заставляют и изменившиеся экономические правила игры — как санкции в отношении России, так и контрсанкции с ее стороны. «Россия нас сама заставила искать новые рынки. Мы стали продавать больше яблок в Северную Африку, например в Египет, и предлагать их на китайский рынок. Мы ездим в развивающиеся страны и ищем там партнеров. Используем активные формы поддержки нашего экспорта. Выбираем категории, в которых у нас есть хорошие товары на конкурентной основе», — говорит Марек Очепка (подробности — в интервью РБК+).


Ставки сделаны     

К важнейшим отраслям польской промышленности относятся автомобильная, электронная, химическая (в том числе фармацевтическая), производство бытовой техники, горнодобывающая, агропромышленная (включая выпуск сельхозтехники). Решающее влияние на динамику производства оказывает перерабатывающая промышленность, доля которой в производстве превышает 80%. По планам польского правительства, до 2030 года в экономике страны существенно увеличится доля технологически продвинутых товаров, информационно-коммуникационных технологий, при этом уменьшится доля товаров, производимых в традиционных секторах экономики. К ним относятся продукты питания, изделия текстильной и деревообрабатывающей промышленности и др.

Инструменты «Польша — это не только мясо и яблоки»
Скачать Содержание
Закрыть